ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ГИТАРНЫЙ КВАРТЕТ
ХАРЬКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
под рук. Ю. Стайко

Украина (СССР)

ныне

FELIX BLUMENFELD QUARTETT

Австрия

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Юрий СтайкоГИТАРНЫЙ КВАРТЕТ ХАРЬКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ под руковод­ством Юрия Стайко, ныне Квартет им. Феликса Блюменфельда (Das FELIX BLUMENFELD QUARTETT), Австрия. Образован в 1983 году в Харькове, Украина (Квартет Музыкального Общества УССР); с 1990 по 1991 – в составе Экспериментальной филармонии Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского (ныне Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Кот­ляревского); в ноябре 1991 г. включен в штат Харьковской филармонии. Дипломант Первого фестиваля гитарного искусства в г. Москве (1988), лауреат 1-ой премии конкурса камерной музыки Госкомитета по телевидению и радиовещанию "Новые имена" в Киеве (1990). С 1997 г. квартет работает за рубежом, сначала в Германии, а затем (с 2005) в Австрии. Основной состав ансамбля, в котором он просуществовал долгие годы, сформировался в конце 1980-х гг.: Юрий Стайко, Александр Виноград, Андрей Маевский, Дмитрий Третьяк; в 2005 году вместо А. Маевского стала играть Наталия Каратеева. В настоящее время  Das Felix Blumenfeld Quartett выступает в составе: Наталия Каратеева, Вольфганг Бруннер, Юрий Стайко, Максим Раевский.  Основатель и бессменный руководитель – Ю. Стайко.

* * *

История и творческий путь
Гитарного квартета Харьковской филармонии

А. Виноград, Ю. Стайко, А. Маевский, Д. Третьяк (1990-е гг.)

А. Виноград, Ю. Стайко, А. Маевский, Д. Третьяк (1990-е гг.)

Гитарный квартет Харьковской филармонии под руководством Ю. Стайко, в настоящее время носящий имя Феликса Михайловича Блюменфельда (Das FELIX BLUMENFELD QUARTETT), который, по определению немецкой критики, является ведущим квартетом Европы, отметил в 2013 году 30-летний юбилей.

Созданный на основе корреляции строёв инструментов с различными мензурами (Авт. свид. Госкомиссии при Министерстве Культуры СССР № 0073.141 от 17.08.1988), квартет снискал признательность и любовь слушателей во многих европейских странах, таких как Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Голландия, Бельгия, Дания, Испания, Португалия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Россия и Украина.

Путь к успеху отнюдь не был лёгким. Ведь понятие «квартет» определяется в большей степени не количеством исполнителей, а его жанровой природой. «Можно ли называть квартетом четверых гитаристов, играющих на одинаковых инструментах и толкущихся в пределах 3,5 октав, да ещё и с неопределёнными функциями голосов? Как соединить в себе прекрасные звуковые качества гитары и возможности квартета как жанра камерной музыки, формировавшегося на протяжении почти 200
лет...». С этими мыслями возвращался в Харьков, оставив учёбу на композиторском факультете Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского, будущий руководитель квартета Юрий Стайко.

Для того, чтобы разрешить проблему диапазона, произвести расчёт строёв, построить гитары разных размеров по аналогии со струнным квартетом (первый комплект инструментов I квартгитара, II квартгитара, гитара-альт и бас-гитара был создан известным харьковским мастером В. Олейниченко) и, наконец, найти подходящих по уровню музыкантов (в период становления квартета в его составе играли в разное время Ю. Чаусовский, И. Шеремет, А. Довбня, В. Гризодуб, А. Маевский) потребовалось ещё несколько лет.

После презентации квартета в ХИИ им. И. П. Котляревского 23. 02. 1983 года квартету было присвоено название Квартет Музыкального Общества УССР. Под эгидой МО УССР квартет получил возможность официально заниматься концертной деятельностью.

Первый концерт квартета состоялся 10 мая 1986 года в Харьковском Доме Учёных. Были исполнены 6-й Бранденбургский концерт И. С. Баха, Трио-сонаты Г. Пёрселла, Г.Ф. Генделя и Г. Ф. Телемана. Этот концерт имел грандиозный успех, после которого начались регулярные выступления квартета в Доме учёных, в Доме архитектора, Харьковском Художественном музее и других залах Харькова.

Среди людей, поддержавших идею гитарного квартета, были такие прославленные музыканты как Народный артист СССР, Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР Е. Ф. Светланов, Народный артист СССР , Лауреат Ленинской и Сталинской премий М. Л. Ростропович и др. Профессор МГК им. Чайковского, Народная артистка РСФСР В. В. Горностаева в своём отзыве о квартете написала: «это начинание может оказаться большим открытием в музыкальном искусстве...».

1 2 3 4 5 6 7
Рейтинг@Mail.ru