ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ЯН ГЕНРИХОВИЧ
ПУХАЛЬСКИЙ

гитарист, педагог
Украина (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Ян Генрихович ПухальскийПУХАЛЬСКИЙ, Ян Генрихович, род. 15 марта 1923, Киев, Украина, – ум. 16 июня 1979, там же, – украинский гитарист-семиструнник (владел также шестиструнной гитарой), педагог и методист. Был известен также как мастер-реставратор скрипок, занимался изго­товлением гитар и других музыкальных инструментов. Учился в ве­черней музыкальной школе (1938). Заниматься гитарой начинал под руководством А. В. Шуляковского в Киевском музыкальном учили­ще (1939-1941). Затем окончил Киевскую консерваторию по классу семиструнной гитары (1944-1949) и аспирантуру (1956-1959) у М. М. Гелиса. В 1939-41 гг. работал воспитателем Боярского детского дома близ Киева. С 1947 по 1949 год был солистом оркестра народ­ных инструментов Украинского радио. В 1949-1956 гг. работал в Молдавии в Кишиневском институте искусств имени Г. Музическу. После возвращения в Киев поступил в аспирантуру и одновременно являлся солистом на Украинском радио (Укртелерадио) и в Укра­инском гастрольно-концертном объединении, ансамблистом Госу­дарственного симфонического оркестра, а также преподавал в детской музыкальной школе и музыкальном училище. С 1959 года вел классы гитары и бандуры на кафедре народных инструментов Киевской консерватории им. П. И. Чайковского, старший препода­ватель, куратор академгруппы (1956), доцент (1979). Автор пособий "Методика преподавания игры на гитаре" и "Методика преподавания игры на бандуре" (1978). Составитель и автор переложений для семиструнной гитары нескольких сборников старинных романсов и песен, опубликованных издательством “Музычна Украина” в 1971-1972 гг. Среди незавершенных работ – исследования по истории исполнительских стилей гитарного искусства. Борис Вольман в книге "Гитара в России" называет его "отличным музыкантом, владеющим обширным гитарным репертуаром" (Вольман Б. Л. Гитара в России: очерк истории гитарного искусства. – Л.: Музгиз, 1961. – С. 170). Сопровождал игрой на гитаре многие спектакли Украинского драматического театра имени И. Франко в Киеве.

В. П. Машкевич в своем письме к В. М. Мусатову от 06.04.1959 г. сообщал ему о прошедшем концерте Яна Пухальского:

25.03 в Киевской консерватории состоялся отчетный концерт аспиранта той же консерватории, семиструнника Пухальского, имевшего блестящий успех. Программа:

1-е отделение:
Бах — Сарабанда, Куранта, Прелюдия, Бурре;
Высотский — Чем тебя я огорчила, Вальс, Мазурка.
2-е отделение:
Сор — Два менуэта, Рондо из сонаты, Тема с вариациями;
Таррега — Арагонская хота;
Альбенис — Легенда.

Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992. – Стлб. 1112.

Украинский гитарист Н. П. Михайленко, учившийся в 1975-1979 гг. у Я. Г. Пухальского в Киевской консерватории, о своем учителе написал:

Всей своей жизнью, исполнительским и педагогическим творчеством, честностью и высокой порядочностью, талантом, непоколебимой верностью собственным убеждениям и высоким художественным принципам он заслужил любовь и уважение коллег, и не только народников! Например, у него, как авторитетного музыканта в области музыки романтического направления, консультировались и пианисты, и скрипачи; он был частым гостем и в виолончельных классах, давая советы по интерпретации сочинений И.-С. Баха и других классиков. Он не терпел ни малейших проявлений поверхностности, несовершенства, неубедительного или приблизительного исполнения, прежде всего в звучании, динамике, темпоритмике. Этим объясняется та легкость, с которой он отчислял из Консерватории нерадивых студентов. На этой же почве, из-за вызывающего поведения одного из студентов с ним случился инфаркт. Можно только представить, как бы он воспринимал некоторых современных «шептунов», анархию и вседозволенность в интерпретации классики, оправдываемые новомодными аргументами и тенденциями, и другую откровенную безвкусицу в сегодняшней гитарной практике. Но есть уверенность и в другом – Ян Генрихович Пухальский гордился бы успехами и победами современной классической гитары, которой он посвятил все свои творческие силы и всю жизнь.

Михайленко М. П. Київська школа гри на гітарі // Часопис Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – 2010. – № 1 (6).

За годы преподавания в Киевской консерватории воспитал немало известных музыкантов, которые достойно продолжили лучшие традиции киевской школы в разных регионах Советского Союза, в их числе гитаристы: заслуженный артист Украины П. И. Полухин (Киев, с сер. 1990-х гг. в Аргентине, США, Канаде), С. А. Мистюк (Кишинев), лауреаты Украинского конкурса исполнителей на народных инструментах в Киеве в 1977 году Н. П. Михайленко, Б. А. Оборин и А. Морозов, дипломант того же конкурса К. М. Казимиренко, Л. В. Карпов (Санкт-Петербург) и др.


ЛИТЕРАТУРА: Бендерский Л. Г. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах: Из 50-летнего опыта кафедры Киевской консерватории (1928-1978). – Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1992. (с портретом); Михайленко М. П. Київська школа гри на гітарі // Часопис Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. – 2010. – № 1 (6); Давидов М. А. Історія виконавства на народних інструментах : (Українська академічна школа) / Нац. муз. акад. України ім. П.І.Чайковського. — Луцьк, 2010. — С. 76.
 

 
Рейтинг@Mail.ru