ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

СЕРГЕЙ АКИМОВИЧ СЫРЦОВ

гитарист,
педагог и композитор
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Сырцов Сергей Акимович, 1855-1912.СЫРЦОВ, Сергей Акимович, род. 27 сентября 1855, Вятская губ., – ум. 10 апреля 1912, г. Самара, – русский гитарист-семиструнник, педагог и композитор, автор школы для семиструнной гитары, скрипач-дилетант. Происходил из дворян Казанской губернии. Карьеру свою начал военной службой, в которую поступил в 1872 г. юнкером. В 1877 году был произведен в чин прапорщика с переводом в 154-й пехотный Дербентский полк на Кав­каз. В рядах этого полка провел всю русско-турецкую кампанию 1877-78 гг., а затем в 1884 г. перевелся в Пермский резервный батальон. Болезнь глаз заставила его перейти в тюменскую конвойную команду. В Тюмени состоялось его знакомство с А. М. Афромеевым, для которого он стал близким товарищем и другом, играл с ним в дуэте и много способствовал творческому росту Афромеева как гитариста и композитора. В 1895 году С. А. Сырцов навсегда оставил военную службу и посе­лился сначала в Томске, а спустя некоторое время переехал в Иркутск, где служил в техническом отделе на строительствах сначала Средне-Сибирской, а затем Кру­гобайкальской железных дорог. В 1906 году по окончании постройки железной дороги переехал в Тюмень, где работал бухгалтером в городском ломбарде. В 1910 г. уехал в Самару и до самой смерти в течение двух лет состоял техником самарской городской управы по наблюдению за новыми постройками.

По гитаре, равно как и в теоретических познаниях музыки, С. А. Сырцов был самоучкой. Инструмент изучал по школам А. О. Сихры, В. И. Моркова и М. Т. Высотского. На гитаре играл с раннего детства сначала на слух, а потом по нотной системе. "Лет двадцать пять тому назад, – писал В. А. Русанов в 1907 году в очерке о С. А. Сырцове, – он едва не поплатился правой рукою, попав под полозья саней. Следствием этого была потеря прежней силы, упругости и эластичности в пальцах; это в значительной степени отразилось и на его игре и на дальнейшем усовершенствовании в ней" ("Музыка гитариста", 1907, № 9, с. 139). О серьезной болезни Сырцова сообщал в 1904 г. и журнал "Гитарист": "Хроническое страдание печени, осложненное общим расстройством организма заставило его оставить занятия нашим инструментом и уехать для лечения соляными ваннами в селенье Усолье, Иркутской губ." ("Гитарист", 1904, № 1, с. 13).

Характеризуя деятельность С. А. Сырцова, В. А. Русанов не отрицал ни наличия у него желания помочь общему делу подъема гитарной музыки, ни его преданности и истинной любви к инструменту, ни определенных музыкальных способностей и композиторского таланта, благодаря которым он заслужил своими трудами почетное место в истории русской гитары. Однако считал, что удачных, по-настоящему ценных в музыкальном отношении собственных гитарных сочинений у него было очень мало, и "как композитор он не только не проявил никакой индивидуальности, но даже не имеет необходимого чувства меры, чувства формы и благородства фактуры" ("Музыка гитариста", 1907, № 9, с. 139). В основном он писал  польки, марши, мазурки, этюды, вальсы. Большую часть из опубликованного С. А. Сырцовым составляют его аранжировки (переложения) для гитары сочинений других композиторов; таковых в общей сложности было издано около 250 (10 альбомов-сборников – ок. 150 пьес – изданы у А. М. Афромеева, еще около 100 различных пьес были помещены в нотных приложениях журнала "Гитарист" и "Музыка гитариста" за 1905, 1906 и 1907 гг.).

Что касается Школы С. А. Сырцова, то В. А. Русанов был о ней крайне невысокого мнения, считал ее "плодом незрелой, необдуманной работы, излишней смелости и самоуверенности, развившейся на почве музыкального одиночества и в эпоху самого лютого времени упадка гитары" (там же). Основные ее недостатки он видел в "уклонении на каждом шагу от метода Сихры", считал, что "школа эта страдает главным образом отсутствием большей разработки упражнений для правой руки, а главное – полным игнорированием обширного, очень ценного педагогического материала, данного нам знаменитыми композиторами 6-ти и 7-миструнных гитар", и потому, "как и всякая школа, ведущая к закрытым дверям сокровищницы, хранящей лучшие классические произведения" предшественников, "такая школа не может нам дать в будущем ни истинных артистов на гитаре, ни хороших композиторов".

1 2
Рейтинг@Mail.ru