ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ЮРИЙ ЕЛЕВФЕРЬЕВИЧ
ЮДИН

гитарист, педагог,
гитарный мастер
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

ЮДИН, Юрий Елевферьевич (Елиферьевич), род. 25 сентября 1925, Барнаул, – ум. 2001, Москва, — российский и советский гитарист, педагог по классу гитары и гитарный мастер. В послевоенные годы работал в Москве токарем на номерном заводе. Тогда же начал самостоятельно осваивать семиструнную гитару, а вскоре перешел на шестиструнную. Уже занимаясь сам преподаванием гитары, окончил вечернюю музыкальную школу. В 1950-е годы увлекся строительством гитар, — ученик гитарного мастера Павла Васильевича Климова, сына В. Д. Климова, с которым дружил вплоть до его кончины. Неоднократно демонстрировал свои гитары приезжавшим на гастроли зарубежным гитаристам — А. Диасу, Н. Альфонсо, М. Зеленке и др., от которых неизменно получал восторженные отзывы о своих инструментах. Был официально приглашен Н. Альфонсо в Испанию на конкурс ги­тарных мастеров под председательством И. Флета, но, по не зависящим от него самого причинам, принять это приглашение не смог. С конца 1950-х годов и до конца жизни преподавал в различных ДМШ города Москвы. В 1960-е годы вел гитарные кружки (для взрослых) в ДК милиции и ДК Московского института инженеров транспорта (МИИТ). В этот период ансамбль гитаристов под руководством Ю. Е. Юдина дал многочисленные концерты в различных ДК и на предприятиях гор. Москвы. Вел консультационные занятия со многими начинающими и известными гитаристами, в числе которых Тийт Петерсон, Хейки Мятлик (оба – Эстония), Владимир Катков (Россия), Владимир Устинов (Россия), Анатолий Ольшанский (Россия – Австрия) и др. Из гитарных мастеров его учеником был А. Д. Комаров (1948-2014).

А. В. Блинов (г. Москва)

Юрий Елевферьевич (Елиферьевич) Юдин (1925-2001)

ВОСПОМИНАНИЯ

 

[ Замечательные дни: Юрий Юдин ]


Владимир УСТИНОВ*
Страницы из книги «Роман с гитарой» (1990)
 

   <...> Приятно вспомнить Юдина. Это были замечательные дни. Замечательные же люди: Он и Супруга** его! (стр. 50)
   <...> Петя Панин*** был зажигательной бомбой. В то время как Юдин был весь сдержан и скрупулезен. А я ходил меж льдом и пламенем. Один день к одному, другой — к другому.
   Толя Ольшанский**** своей располагающей, обезоруживающей улыбкой открыл и эту дверь... (стр. 52)
   <...> ...Пол облупился до досок, а свет включается накидыванием одного проводка на другой. Юдин фигурой напоминал молодого человека лет восемнадцати. Есть какая-то особенная легкость в фигурах до двадцати, а лицом был стар, но выглядел очень привлекательно. Он поздоровался, протянув теплую руку из кармана брюк, и затем, не прекращая тонко улыбаться, вновь отправил ее в карман.
   Принимала нас Ирина. Он же разглядывал. А я успел разглядеть и запомнить его, да так, что сейчас он стоит у меня перед глазами и мне легко его описывать. Седые, довольно длинные волосы «под горшок». Глаза прищуренные, на грудь, на самовязанный серый свитер, легли окуляры на обычной бельевой резинке. Лицо гармоничное, губы и нос тоже какие-то прищуренные. Тем, кто вспомнит ленинградского актера Лебедева, легко будет сравнить - очень похожи, а мне сей легкий прием отсылания за портретным сходством на сторону поможет обойтись без лишних слов и пройти в зал. Да — это справа. Там, на выщербленном полу много хвои от ели, и стоит елка в игрушках. Обои изодраны в клочья, и видно их слоев семь-восемь, не меньше. Слева от двери стол. На нем дорогой, очень дорогой по тем временам катушечный «Грюндик». Пластинки, потрясающие по своей дефицитности и по сию пору. Там был «Царь Эдип» Шёнберга*****, Равви Шанкар, Алан Хованесс «Священная гора духа» и куча гитарных пластинок. Причем, замечательных записей отличных оркестров и исполнителей (пианистов, скрипачей) у него было значительно больше. И все в этой комнате. Только табурет пошарпанный, стол непокрытый ничем и пюпитр с нотами.
   Юдин — мастер. Он делал гитары тогда уже и считался известным мастером. Правды ради надо сказать, что он продавал свои инструменты недешево. Он их делал не много, но продавал в числе самых дорогих. Я помню, у него был палисандровый инструмент на продажу, он просил за него шесть сот. Это было, почитай, как сейчас шесть тысяч! Я играл на его гитаре до знакомства с ним. И впоследствии у меня было две его гитары. Но тогда я не мог взять у него. Итак, он был мастером. У него в хорошем футляре лежала-сияла гитара, и это все, опять же повторю, посреди квартиры, чей вид, неслыханно для нас, уральцев, выглядел непотребно. Я точно помню, что отставшая, отодранная до серого от грязи дерева краска имела один розовый слой. Неужели тут когда-то был розовый пол или это шпаклевка? И на гитаре были, сияли струны. Перламутровые прямо! Тоже его собственная работа. Ноты ж у него были, ну самые что ни на есть дефицитные. Голова пошла кругом. Он молча сел. Натянул свои окуляры на резинке за головой и начал играть простые пьесы. Он играл все это ровно и чисто. Мне было приятно увидеть, что здесь нет слепого удара, это вполне культурный щипок, все ровно и везде звучит одинаково. Он сыграл гамму. Не быстро. Трехоктавную, и у него почти не слышно было тех мест, не видно, точнее сказать, где менялась позиция. Я видел, что он показывает нам в расчете на наше зрение: увидят, не увидят.

   Валерий Иванович****** всецело был поглощен рассматриванием пластинок. У него у самого была приличная коллекция, но в основном по джазу. Валерий Иванович не смог скрыть своего равнодушия к столь простым вещицам, отсутствия виртуозного начала у Юдина. Он сразу же отнес последнего к педагогам из музшколы, к коим сам относился, а потому пренебрег, и все пытался задавать вопросы играющему о том, где и как можно было б переписать кое-что. Юдин продолжал играть, не отвечая. Не отвечал он еще и потому, что не обладал, наверное, умением отвлекаться с разговорами во время игры. Не потому, что у него не было мотора, достаточно развитого, а просто ему было сугубо противно делать эти вещи одновременно: играть и отвлекаться. Тем паче — на щелканье языком, на болтовню. По всему было видно, что его мучили эти вопросы и невнимание, с коим он столкнулся.


* УСТИНОВ, Владимир Николаевич (1950-2002) – гитарист, педагог, поэт, один из авторов гитары ГРАН. – Зд. и далее примеч. ред. ИГвЛ.

** ЮДИНА, Ирина Аркадьевна, – московский художник. Член Союза художников (с 1972). Окончила Московское художественное училище «Памяти 1905 года» и Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. С 1967 г. принимает участие в выставках. Работы хранятся во многих российских музеях.

*** ПАНИН, Петр Иванович (1938-2011) – московский гитарист и композитор, педагог.

**** ОЛЬШАНСКИЙ, Анатолий Михайлович (род. 1956), – гитарист и композитор, друг В. Н. Устинова, один из авторов ГРАН-гитары. Живет в Австрии, г. Вена.

*****  Очевидно, речь все же идет о пластинке с сочинением И. Стравинского.

****** «Валерием Ивановичем» Вл. Устинов называет уральского гитариста и педагога Шарифуллу Хадиатовича Мухатдинова, имя и отчество которого когда-то переиначил таким образом на русским манер Н. П. Кошелев (1940-2000), в конце 1960-х гг. несколько лет живший и работавший в Челябинске.
   МУХАТДИНОВ Ш. Х. (род. 1947, Челябинск), – гитарист, педагог, заслуженный артист РФ (2002). Окончил Челябинский металлургический техникум (1966), Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского (1973). С 1991 участник Трио гитаристов Урала (совм. с В. В. Козловым и В. В. Ковбой); в том же году вместе с В. Козловым организовал Ассоциацию любителей классической гитары (позднее Ассоциация деятелей классической гитары при Челябинском отделении Всероссийского музыкального общества). Преподаватель по классу гитары в ДШИ № 9 (с 1993) и специализированной школе при Челябинском институте музыки им. П. И. Чайковского (с 1999).

   В статье использованы фотографии из архива семьи Ю. Е. Юдина. Публикуются впервые.

   Все фотографии и разрешения на их публикацию на этом сайте получены Андреем Владимировичем Блиновым (г. Москва), учеником Ю. Е. Юдина в  1966-1969 гг.

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru