ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ЮРИЙ ЕЛЕВФЕРЬЕВИЧ
ЮДИН

гитарист, педагог,
гитарный мастер
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

Ю. Е. Юдин и М. Г. Бугов

Ю. Е. Юдин и Михаил Григорьевич Бугов.

   
   Но как же выделять голос в аккорде; когда все голоса берутся одновременно! Даже Сеговия - и тот «квакает», он все время арпеджнрует, словно бы арфист какой (вот еще гитара-арфа) и возит по струнам, словно б это смычковый инструмент типа виолончели. Как на виолончели сразу все четыре звука не возьмешь, невозможно взять одновременно четыре звука... А эта штучка с дрючкой, девочка-девица сидит и натурально умеет. Известно, что такое случается у пианистов. И то не у каждого. Стало быть, она умеет во время аккорда регулировать силу, с которой обращается к каждой струне. Во-первых, она не только умеет все звуки с одинаковой силой извлекать, а и умеет отдельные звуки извлекать с большей силой. Только так! Но это трудно! Но ведь без этого какая полифония? Бесконечное арпеджато, во-первых, раздражает, во-вторых, будучи постоянным приемом, скоро перестает работать на слушателя и воспринимается как манера, очевидно, манера и есть; ну и, наконец, это само по себе не полифония, потому что НЕ ОДНОВРЕМЕННО, а последовательно. Полифония же — это то, что одновременно. Бабушка, скамейка, дерево, мячик и птички с солнышком — все одновременно, но по-своему.
   Короче, эта ученичка меня сразила. У нее было живее, чем у Юдина и производило лучшее впечатление, нежели у самого учителя. Но Юдин несомненно доказал свое звание. Ибо объяснить такое и научить может только хороший учитель. Ведь что значит объяснить — это значит тысячу раз сказать, тысячу раз на разные лады убеждать, помня, что только ПОВТОРЕНИЕ — мать учения. Тысячу раз поправлять. Тысячу раз находить и терять и только после этого оно станет достоинством и достоянием ученика, его личным делом, и он может пожимать плечиками, видя, как у него вроде бы тоже вместе и гармонично, но у нее чуточку чище, чуточку ярче, чуточку полнее, чуточку ровнее, короче, намного лучше! Эх, я тогда взвился и после этого урока бегом бежал в Елисеевский, потому-де без бутылки не разобраться, а потом к Панину, где именно это все, в сторону к едрене-фене и совершенно иным образом происходило то, что еще предстоит описать... Странно, почему до сих пор не описана музыка Панина, это б очень помогло гитаристам, тем, что встреча<ю>тся только с куколками (с нотами) и не представляя<ю>т, как из этих куколок выходит музыка.
   Да. Это было совершенно разное искусство. В одном случае действовали в соответствии с законами инструментальной полифонии, иначе и быть не может. Если ты не умеешь из аккорда выделять нужные звуки, значит ты можешь не надеяться, что полифония у тебя получится. Дело не в том, что я, мол, не хочу играть Баха, под полифонией я понимаю не Баха или старинную музыку, а МУЗЫКУ вообще и на гитаре обязательно, потому что, если гитара и банджо, но она еще и рояль. Последний будет поглавнее! Хотя я за всякий голос на земле. И сам играл банджо в диксиленде!

   <...>
   Так вот, самое трудное в педагогике — это сто тысяч раз повторять. И эта огромная баба становится Мать Учения. Она разрастается до невероятных размеров, а ты должен упрямо и неустанно, главное же, ПОСТОЯННО и терпеливо, повторять. ПОЛИФОНИЯ — это когда одновременно все звуки, но и уметь из вертикали вынимать нужный тебе, да так, словно б это соло! Вот подойди к пианино. Возьми четыре звука, а один из них левой рукой. Попробуй вместе. Не получается. Понятно. Но ты слышишь, что отдельной рукой легче выделить звук. Надо так сделать, чтобы каждый палец был как отдельная рука (Тобиас Матей) и так их научить, чтобы они могли брать с одинаковой силой все звуки и чтобы могла одна рука взять звук ярче, сильнее остальных! Посмотри, ведь когда ты берешь аккорд, у тебя так и получается. Все звуки разной силы. Они как расшатанные полувыпавшие и вовсе выпавшие зубы старика! Это покосившийся забор. Но ты гляди, у тебя один звук — громче, другого — не слыхать. Это-то и надо! Только, возможно, в другой комбинации. Как часто ученик берет аккорд, а безымянный палец на первой струне не слышно! А ведь там чаще всего бывает мелодический тон. Стало быть, надо вначале убедить вытянуть этот тон из небытия хотя бы до серого. А уж потом накалять, пока он не засверкает, как рубин. Это требует времени, а как же мне было писать школу из сплошных нот, когда я вот все время стремлюсь повторять одно и то же, а в ответ слышу: «Знаю. Знаем». Да если б знал, молчал бы. Потому что не знать об этом надо, а уметь это. Мало ли, о чем я знаю. <...>
   А ведь это только кажется, что можешь аккорд взять одновременно и вместе. Чтобы проверить — так ли, надо, чтобы рядом был опытный <музыкант> и если такого нет, ты можешь ошибиться на свой счет. Все зависит от того, с чем и с кем сравнивать. Если нет гитариста рядом настоящего, наставника, иди к пианистам... А если ты самоучка, то учись везде, где можно. Нельзя написать школу одними нотами и коротенькими сопроводиловками к ним. Это немыслимо. Лучше всего, когда к словам добавляется наглядный пример. Ищи пример! А что делать? Пусть будет примером достойный, а если учит тебя слепой, то слепой слепого только в яму может проводить. Так сказано в Книге книг. Брось такого учителя. Лучше тебе оставаться без диплома, но живому и чуткому, чем с дипломом, но мертвому и жестокому... Жестокость обязательно будет. А как же. Ведь будет безразличие, неразличие, а с ним и грубость, а грубость приведет к жестокости.
   А, впрочем, если диплом нужен, чтобы выжить, чтобы носить теплую одежду, а зимой иметь возможность обогревать жилище, чтобы не простыли окончательно дети. То диплом важнее. Только ты знай, что так и не научился взять аккорд по-настоящему, чтобы все звуки были в струнку... а нужный звук пусть поет как солист хора! Как Корузо пусть выйдет и поет. Какой-то знаменитый итальянец выходил на сцену ...чтобы пропеть всего единственный звук. Какую-то высокую-высокую си, наверное. И этого было достаточно зрителям-слушателям. Это был божественный звук. Это был потрясающий диковинный колокольчик. Вот какой звук нужно уметь взять в аккорде, а все остальное должно быть по ниточке, один к одному, как шеренга солдат в одинаковых мундирах, как на подбор. Как те ребята, что возле Мавзолея, таких три, а рядом с ними Алла Пугачева. Вот так можешь сыграть. И потом эту компанию перетасовать. Чтобы Алла была третьей, а солдаты 1, 2, 4, потом Алла вторая, а солдаты 1, 3, 4. Потом возьми так Аллу снизу, а солдаты сверху. То есть Алла, 4, а солдаты 3, 2, 1. А потом Аллу сверху на солдат. И так далее, пока они и ты не очумеете....
   Короче, как хочешь, но надо уметь все звуки брать одновременно и уметь один или два звука выделять из общего звучания. Трудно учить и приводить примеры один другого чище... (стр. 54-55)
   <...>


1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru