ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ЮРИЙ ЕЛЕВФЕРЬЕВИЧ
ЮДИН

гитарист, педагог,
гитарный мастер
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

Ю. Е. Юдин и Л. А. Липовская.

Юрий Елевферьевич Юдин и Л. А. Липовская.

   
   < Глава 11 >

   Очередное мое глупое положение идти в ученики улеглось и началось, как и ожидалось, сладкое время открытий. И все эти открытия происходили в самой сладкой, таким образом, жизни. Она была сладкая от того, что замечательно жилось рядом с этими людьми, к которым я зачастил. В этой квартире было очень много комнат, шесть или семь. Я точно не знаю, потому что не все двери были для меня открыты. Огромная уборная. Огромная кухня с дверью на черную лестницу. Нет того обычного полированного порядка, к которому стремительно устремилась вся страна, особенно на окраинах. ...Здесь ничего такого не было, но была та защищенность острова, уверенность в том, что ты ей не враг, не лишний, не обуза, и она не б..., а мать, любящая даром...
   <...>
   Юдины говорили о художниках и это тоже была жизнь и, наконец, я очень хорошо вспоминаю Вегодощи, деревеньку в Калининской области*. Сейчас об этих краях написано и можно прочесть у Саши Соколова в романе «Между Волком и собакой»**. Там эта деревня называется Быгодощи. Мы ехали туда по частям, на попутках. Мы с Юрием Елиферьевичем сели в КАМАЗ и ехали очень комфортно: было тепло и высоко сидеть. Приемник передавал Стравинского, и этот факт, что дескать, и здесь в дороге все продолжается, течет наша замечательная жизнь, полная взаимопонимания и открытий. Это очень замечательно, когда рядом взрослый человек, почти отец, но совершенно не такой, а родной человек, человек, с которым ты занимаешься одним делом. Наверное, так было у Хлоповского Володи с его отцом Борисом. Известная семья гитаристов. Теперь его сын не выглядит зашуганным петушком, он просто скромный и интеллигентный парень. Что-то главное в нем в покое...
   Это была ранняя весна. Юдины переезжали на дачу. Там Юдин собирался работать свои гитары, жена начинала готовить огород. Я взялся помогать ей. Валерий Иванович тут же определил себя в наставники-гувернеры к Егору, сыну Юдиных, и ушел с мальцом гулять, чтобы жизни учить на вольном приволье.
   В одной из комнат я увидел иконы. Но Юдин так мне за все время знакомства и не сказал, кто он по вероисповеданию. Я знал, что он занимался йогой и от этого, возможно, имел такой юношеский вид и гибкость. <...>
   ...Быгодощи ему деревня не чужая, кажется, он сам оттуда родом, либо родители... Про себя он говорил, что шестиструнной занялся поздно. Играл когда-то на семиструнке в кабаке. ...И был перелом. Он, очевидно, не только ушел от семи струн, он, убрав одну струну, поменял и строй. ...Я ничего не утверждаю, потому что меня это сейчас совсем не интересует и тогда эти отрывочные сведения не задели потому, что передо мной был очень чуткий интеллигентный человек, интеллигентная семья и ничего крамольного или непорядочного, а лучше сказать, беспорядочного, за ними не тянулось. Они были очень самостоятельны, было совершенно ясно, что это такая жизнь у них. Это могло стать жизнью, стало ею. И вот я могу тоже пожить рядом. С гитарой. Это были замечательные романтические дни нашего романа с гитарой. Тогда мы с ней садились заниматься, начиная называть это: «Мы работаем!» Те упражнения, которые требовал исполнять Юдин, были очень сложными. Это были истинно классические занятия, иначе как трудом их не назовешь. Все требовалось исполнять очень точно ...ставить пальцы точно у порожков, прижимать к струне молоточком и параллельно ладам! И так далее. Это было похоже на занятия йогой. Именно тогда я уверовал, что можно-таки наработать упорством такие движения, что появится классическая уверенность и точность! До этих пор я верил в открытия и вдохновение только лишь. Потом как-то раз Боря Фальков*** сказал, что однажды лето целое посвятил тому, чтобы палец на клавишу попадал точно так, чтобы не был бы на клавише левее или правее к соседней, рядом стоящей клавише, а так, чтобы палец был посередине ее, иначе, если ты, например, сдвинул палец чуть левее, потом следующий звук ты возьмешь уже с большей поправкой, ошибка набежит и ты попадешь на другую клавишу. То есть, когда ты попадешь мимо клавиши — это есть результат, возможно, того, что пальцы все немного сдвинулись по ходу движения нескольких звуков и один из них оказался не там. Это называется «играть мимо клавиш» или еще говорят: «играть по соседям». У нас то же самое. Если один палец взял не у порожка, может быть это и не отразилось, и струна прозвучала чисто, но уже следующий за ним возьмет еще дальше от порожка, и, возможно, от этого будет «кикс». Это один из вариантов «кикс», но вычищать его, исключать — дело трудное. Очень даже трудное дело. А ведь неправильное прижатие ведет к тому, что звуки начинают трещать и шипеть, и не строить, и затыкаться, пропадать, не тянуться. Это очень тонкое дело...
 


* Ныне Тверская область (с 1990).

**  СОКОЛОВ, Александр Всеволодович (род. 1946), русский писатель; с сер. 1970-х годов в эмиграции - сначала в Австрии, а затем в США и Канаде. Роман, правильное название которого "Между собакой и волком", был написан в 1980 году в США. Фигурирующая в нем деревня называется Быдогоща.

*** ФАЛЬКОВ, Борис Викторович (1946-2010), пианист, писатель и поэт. С 1987 года жил в ФРГ, в г. Мюнхене.
 

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru