ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АЛЕКСАНДР
СЕРГЕЕВИЧ
ФАМИНЦЫН

музыковед,
композитор
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

* * *

Александр Сергеевич Фаминцын родился в семье военного. Фаминцыны (другие начертания фамилии – Фоминцын, Фаминцин) происходили из старинного дворянского рода. Младший брат Андрея Сергеевича Фаминцына (1835-1918), российского физиолога растений, основателя петербургской научной школы, академика Петербургской (с 1884) и Российской АН (с 1917), оказавшего на него сильнейшее влияние. Оба брата получили хорошее домашнее воспитание; еще до поступления в гимназию они изучили немецкий и французский языки. В 1847 году семья переехала в Санкт-Петербург.

Окончив Третью петербургскую гимназию, А.С. Фаминцын поступил в университет и в 1862 году окончил (также как и старший брат) естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета; одновременно он брал уроки по музыкально-теоретическим предметам у М. Л. Сантиса и Ж. Фохта. Затем Александр Сергеевич Фаминцын отправился доучиваться в Германию, однако там окончательно утвердился в своем интересе к музыке. В 1864 году он завершил музыкальное образование в Лейпцигской консерватории, где учился у людей весьма известных – М. Гауптмана и Э. Ф. Рихтера по классу теории, и у К. Риделя и И. Мошелеса по классу фортепиано. В 1864-1865 годах А. С.Фаминцын учился композиции и инструментовке у М. Зейфрица в принадлежавшем тогда Австрии Лемберге (Львове). По-видимому, именно в Германии он стал активно интересоваться трудами братьев Гримм и других представителей мифологической школы, – возникшего на базе немецкого романтизма направления в фольклористике и литературоведении. Ученые мифологической школы, хорошо прижившейся и в России в 50-х – 60-х гг. XIX столетия, считали, что именно в процессе эволюции мифа из него развились другие фольклорные жанры; сходные явления в фольклоре объяснялись исходя из существования в древности общей мифологии, которую было необходимо реконструировать.

После своего возвращения в Россию, Александр Сергеевич Фаминцын с 1865 по 1872 год был профессором истории музыки и эстетики в только что созданной Петербургской консерватории. В этот период он с интересом следил за работами, посвященными русскому песенному фольклору. После конфликта группы профессоров с директором А. Г. Рубинштейном Фаминцын в 1872 году покинул консерваторию.

А. С. Фаминцын не только преподавал в консерватории, но и сам создавал музыкальные произведения (оперы, пьесы, романсы и др.). Наиболее известны его оперы "Сарданапал" (1875), поставленная на сцене Мариинского театра, и "Уриель Акоста" (1883), в которых проявились политические воззрения Фаминцына как противника нигилизма. Кроме того, ему принадлежат симфоническая картина "Шествие Дионисия", "Русская рапсодия" для скрипки с оркестром, три струнных квартета, фортепианный квинтет, пьесы, романсы и песни.

С 1867 года А. С. Фаминцын выступал как музыкальный критик. Он печатался в "Голосе", "Пчеле", "Музыкальном листке", "Слове", "St. Petersburger Zeitung", "Nordische Presse", "Вестнике Европы". В 1869 году основал газету "Музыкальный сезон", в которой подвергались критике воззрения членов "Могучей кучки". Настоящая травля со стороны последних привела к тому, что в 1871 году газета прекратила свое существование. В 1872-1877 гг. Фаминцын сотрудничал в газете "Музыкальный листок", где, в частности, выступал с критикой оперы Мусоргского "Борис Годунов".

В 1867 году в газете "Голос" А. С. Фаминцын писал, что его удивляет развившаяся в среде русской интеллигенции "какая-то ненависть к Западу и необыкновенная симпатия ко всему восточному". Выступая против "славянофилов-нигилистов", Фаминцын осуждал "желчь", "грубую брань" и "нетерпимость" сторонников новой русской школы в музыке. 30 октября 1869 года в первом номере "Музыкального сезона" вышла его статья "Славянофилы-нигилисты в музыке и здравая критика". В ней Фаминцын писал, что "патриотизм (в нашем случае славянофильство) чувство чрезвычайно похвальное, если оно только не ведет к чудовищной односторонности". В той же статье Фаминцын критиковал оперу "Садко" Римского-Корсакова и чешскую увертюру Балакирева в связи с постоянным использованием "трепаков" или, по выражению Фаминцына, "банальных простонародных плясовых песен". Выражался он при этом достаточно определенно: "Гибель тому искусству, которое в "казачке" видит идеал музыки, в площадных шутках черни – идеал юмора, в изображении пьяного мужика – идеал для произведений живописца и скульптора". Из статей Фаминцына ясно, что, любя русский фольклор, он не был, как это часто пытались представить его критики-нигилисты врагом "народности": будучи дворянином и "классицистом", он четко отделял ее от "простонародности".

Начиная с середины 1870-х годов, постоянный интерес А. С. Фаминцына к музыкальному фольклору получает отражение в его публикациях. В 1875 году в Лейпциге вышло в свет подготовленное им первое учебное издание русских народных песен, "Русский детский песенник" (ч. 1-2). В 1876 году он выпустил сборник 150 песен западноевропейских народов, содержавший русские, украинские, польские, чешские песни, под названием "Баян" (второе издание вышло в соавторстве с Г. А. Дольдом в 1885 году).

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рейтинг@Mail.ru