* * *
Александр Сергеевич Фаминцын родился в семье военного. Фаминцыны (другие
начертания фамилии – Фоминцын, Фаминцин) происходили из старинного
дворянского рода. Младший брат Андрея Сергеевича Фаминцына (1835-1918),
российского физиолога растений, основателя петербургской научной школы,
академика Петербургской (с 1884) и Российской АН (с 1917), оказавшего на
него сильнейшее влияние. Оба брата получили хорошее домашнее воспитание;
еще до поступления в гимназию они изучили немецкий и французский языки. В
1847 году семья переехала в Санкт-Петербург.
Окончив Третью петербургскую гимназию, А.С. Фаминцын поступил в университет
и в 1862 году окончил (также как и старший брат) естественное отделение
физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета;
одновременно он брал уроки по музыкально-теоретическим предметам у М. Л.
Сантиса и Ж. Фохта. Затем Александр Сергеевич Фаминцын отправился
доучиваться в Германию, однако там окончательно утвердился в своем интересе
к музыке. В 1864 году он завершил музыкальное образование в
Лейпцигской консерватории, где учился у людей весьма известных – М.
Гауптмана и Э. Ф. Рихтера по классу теории, и у К. Риделя и И. Мошелеса по
классу фортепиано. В 1864-1865 годах А. С.Фаминцын учился
композиции и инструментовке у М. Зейфрица в принадлежавшем тогда Австрии Лемберге (Львове).
По-видимому, именно в Германии он стал активно интересоваться трудами
братьев Гримм и других представителей мифологической школы, – возникшего на
базе немецкого романтизма направления в фольклористике и литературоведении.
Ученые мифологической школы, хорошо прижившейся и в России в 50-х – 60-х
гг. XIX столетия, считали, что именно в процессе эволюции мифа из него
развились другие фольклорные жанры; сходные явления в фольклоре объяснялись
исходя из существования в древности общей мифологии, которую было необходимо
реконструировать.
После своего возвращения в Россию, Александр Сергеевич Фаминцын с 1865 по
1872 год был профессором истории музыки и эстетики в только что созданной
Петербургской консерватории. В этот период он с интересом следил за
работами, посвященными русскому песенному фольклору. После конфликта группы
профессоров с директором А. Г. Рубинштейном Фаминцын в 1872 году покинул
консерваторию.
А. С. Фаминцын не только преподавал в консерватории, но и сам создавал
музыкальные произведения (оперы, пьесы, романсы и др.). Наиболее известны
его оперы "Сарданапал" (1875), поставленная на сцене Мариинского театра, и
"Уриель Акоста" (1883), в которых проявились политические воззрения
Фаминцына как противника нигилизма. Кроме того, ему принадлежат
симфоническая картина "Шествие Дионисия", "Русская рапсодия" для скрипки с
оркестром, три струнных квартета, фортепианный квинтет, пьесы, романсы и
песни.
С 1867 года А. С. Фаминцын выступал как музыкальный критик. Он печатался в
"Голосе", "Пчеле", "Музыкальном листке", "Слове", "St. Petersburger
Zeitung", "Nordische Presse", "Вестнике Европы". В 1869 году основал газету "Музыкальный сезон", в которой подвергались критике
воззрения членов "Могучей кучки". Настоящая травля со стороны последних
привела к тому, что в 1871 году газета прекратила свое существование. В
1872-1877 гг. Фаминцын сотрудничал в газете "Музыкальный листок", где, в
частности, выступал с критикой оперы Мусоргского "Борис Годунов".
В 1867 году в газете "Голос" А. С. Фаминцын писал, что его удивляет
развившаяся в среде русской интеллигенции "какая-то ненависть к Западу и
необыкновенная симпатия ко всему восточному". Выступая против
"славянофилов-нигилистов", Фаминцын осуждал "желчь", "грубую брань" и
"нетерпимость" сторонников новой русской школы в музыке. 30 октября 1869
года в первом номере "Музыкального сезона" вышла его статья
"Славянофилы-нигилисты в музыке и здравая критика". В ней Фаминцын писал,
что
"патриотизм (в нашем случае славянофильство) чувство чрезвычайно похвальное,
если оно только не ведет к чудовищной односторонности". В той же статье
Фаминцын критиковал оперу "Садко" Римского-Корсакова и чешскую увертюру
Балакирева в связи с постоянным использованием "трепаков" или, по
выражению Фаминцына, "банальных простонародных плясовых песен". Выражался он при
этом достаточно определенно: "Гибель тому искусству, которое в "казачке"
видит идеал музыки, в площадных шутках черни – идеал юмора, в изображении
пьяного мужика – идеал для произведений живописца и скульптора". Из статей
Фаминцына ясно, что, любя русский фольклор, он не был, как это часто
пытались представить его критики-нигилисты врагом "народности": будучи
дворянином и "классицистом", он четко отделял ее от "простонародности".
Начиная с середины 1870-х годов, постоянный интерес А. С. Фаминцына к
музыкальному фольклору получает отражение в его публикациях. В 1875 году в
Лейпциге вышло в свет подготовленное им первое учебное издание
русских народных песен, "Русский детский песенник" (ч. 1-2). В 1876 году
он выпустил сборник 150 песен западноевропейских народов,
содержавший русские, украинские, польские, чешские песни, под названием
"Баян" (второе издание вышло в соавторстве с Г. А. Дольдом в 1885 году). |