ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АЛЕКСАНДР
СЕРГЕЕВИЧ
ФАМИНЦЫН

музыковед,
композитор
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

В 1890-е годы Фаминцын вместе с братом жил на Васильевском острове (8 линия, д. 17; по данным Адресной книги Санкт-Петербурга). Незадолго до смерти он опубликовал работы "Богиня весны и смерти в песнях и обрядах славян" и "Древнеарийские и древнесемитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культах славян" (вышла также отдельным изданием в Москве). По-видимому, эти наброски должны были составить часть второго выпуска сочинения по славянской мифологии, закончить которое А. С. Фаминцын не успел. В последние годы жизни он работал над "Биографическим и историческим словарем русских музыкальных деятелей".

В большом некрологе о А. С. Фаминцыне, опубликованном в "Историческом вестнике", отмечалось большое значение его научной деятельности: "Оставленные им исследования изобличают в авторе не только глубокого знатока того, о чем он трактует, но и отличного музыканта и многосторонне образованного, обладающего большой эрудицией, ученого. Исследования эти составляют ценный вклад в нашу необильную музыкально-научную литературу" ("Исторический вестник: Историко-литературный журнал. – СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1896. – Т. LXV, август, 1896. – С. 559). В сообщении о смерти Фаминцына в "Этнографическом обозрении" подчеркивалось, что "для нас важнее всего его труды в области этнографической, именно по исследованию нашей музыкальной старины". Говоря о "Скоморохах" и "Индокитайской гамме", автор сообщения писал, что они "заслуживают полного внимания со стороны исследователей русской бытовой старины и русской народной музыки".

После смерти А. С. Фаминцына статьи о нем были помещены в "Настольном энциклопедическом словаре" братьев Гранат, в "Энциклопедическом словаре" Ф. Павленкова (по берлинскому изданию 1924 года упомянуты оба брата, причем Александр Сергеевич – как "композитор и писатель"), в словаре Брокгауза и Ефрона, где говорилось, что "его лекции являются первым обширным и самостоятельным трудом в области истории музыки на русском языке", в дополненном издании "Музыкального словаря" Гуго Римана. Уже после смерти Фаминцына, в 1901 году был переиздан в Санкт-Петербурге составленный им "Русский детский песенник. Собрание песен с народными напевами. Часть I", в который вошли 60 песен для одного голоса.

Архив А. С.Фаминцына хранится в бывшей Государственной Публичной библиотеке (Российской национальной) имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (фонд 805). Здесь лежат так и не опубликованный "Биографический и исторический словарь русских музыкальных деятелей" (начатый в 1880-х гг.), материалы (наброски, выписки) к словарю, а также к работам "Очерки славянской мифологии" (1895-1896) – видимо, второму выпуску сочинения о божествах славян, и к уже вышедшим сочинениям (с 1860-х гг.). В архиве находятся и письма тех, с кем он переписывался. Среди авторов писем – Г. А. Ларош, Ф. Лист, Р. Вагнер, хороший знакомый композитор А. Н. Серов, фольклорист В. Ф. Миллер и другие.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рейтинг@Mail.ru