ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ВЛАДИМИР
ЛЕОНИДОВИЧ
ГОШОВСКИЙ

фольклорист, гитарист,
музыковед
Украина (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

Музыковед Владимир Леонидович Гошовский (1922-1996)ГОШОВСКИЙ, Владимир Леонидович, род. 25 сентября 1922, Ужгород, Закарпатье (в то время адм. обл. Подкарпатская Русь в сост. Чехословакии), – ум. 30 декабря 1996, Львов, Украина, — советский и украинский музыковед, фольклорист, исследователь славянской музыки, внес крупный вклад в изучение музыкальной культуры Закарпатья. Кандидат искусствоведения (1972; в каче­стве диссертации во Всесоюзном научно-исследовательском ин­ституте искусствознания Министерства культуры СССР была за­щищена книга «У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению», М., 1971). Член Союза компози­торов СССР (с 1961). Профессиональный гитарист. Мать - Евгения Николаевна, родилась в Тифлисе (Тбилиси) в армянской семье, пианистка, училась в Пражской консерватории, отец - Леонид Васильевич, родился в с. Ролев (Дрогобычщина), в семье греко-католического священника, юрист, в 1919-1938 гг. служил ужго­родским окружным начальником. В Ужгород родители переехали из Праги в 1919 г. после присоединения Закарпатья к Чехословакии. В семье Гошовских было четверо сыновей: Николай, Александр, Василий и Владимир. Все они с детства занимались музыкой под руководством старинной прия­тельницы матери еще по учебе в Грузии Веры Карловны Ромишовской – певицы и скрипачки, воспи­танницы Тифлисской, Пражской и Венской консерваторий, основавшей в Ужгороде свою частную музыкальную школу (на базе этой школы в 1946 г. было открыто Ужгородское музыкальное учили­ще). Под ее руководством в 1932-34 гг. в Ужгородской гимназии на школьных праздниках выступал семейный струнный квартет братьев Гошовских. Владимир с шести лет учился игре на фортепиано и скрипке, а чуть позже и на гитаре. После присоединения в 1938 году Подкарпатской Руси с городами Ужгород, Мукачево и Берегово к Венгрии, семья переехала сначала в г. Хуст (ставший временной столицей Карпатской Украины), а затем в Прагу, где в 1940 году В. Гошовский завершил обучение в гимназии и в том же году поступил на историко-филологический факультет пражского Карлового университета. В университете изучал славянскую филологию и этнографию, арабистику, сравни­тельное языкознание, европейские языки (немецкий, итальянский, испанский), посещал лекции по музыкологии. В 1944 году окончил университет, защитив диссертацию на тему «Этнографический анализ творчества Н. В. Гоголя», за что получил звание доктора философии. Кроме того, находясь в Праге, совершенствовался в игре на гитаре, в частности, много времени уделял ознакомлению с гитарной литературой, хорошо представленной в нотном отделе Центральной библиотеки Праги, а также получил несколько консультаций у приезжавшего в то время в Чехословакию с концертами испанского гитариста Анхела Иглесиаса (Angel Iglesias). В январе 1946 года В. Л. Гошовский вернул­ся в Ужгород, где поступил на работу научным сотрудником и заведующим этнографическим отделом Закарпатского государственного историко-краеведческого музея (1946-1948). Одновременно про­должал занятия музыкой: в 1948 году экстерном окончил Ужгородское государственное музыкальное училище, а еще через пять лет, в 1953 году (также экстерном) - оркестровый факультет Львовской государственной консерватории им. Н. Лысенко (в Киевской консерватории экстерном сдал также экзамен по специальности шестиструнная гитара). В эти же годы активно занимался педагогической деятельностью: преподавал в Ужгородском музыкальном училище (в 1948-49 и 1953-56 гг. - заве­дующий отделом народных инструментов) и в музыкальной школе домру, шестиструнную гитару и балалайку, организовал в этих учебных заведениях оркестры народных инструментов. В училище вел также курсы гармонии и музыкального фольклора. Одновременно преподавал три иностранных языка в музыкальном училище, общеобразовательной школе, а также немецкий язык в Ужгородском государственном университете (1955-59). С 1953 г. выступал как музыкальный рецензент в газетах «Советское Закарпатье», «Закарпатська правда» и др. (псевд.: Л. Вега; Л. Владимиров). В 1952-1955 годах занимался концертно-исполнительской деятельностью как гитарист. Несмотря на то, что в последующие годы профессиональные интересы В. Л. Гошовского почти полностью сосредоточились на исследованиях в области народной песни, он не оставлял без внимания и гитару, следил за развитием гитарного исполнительства в стране и за рубежом, интересовался новой гитарной литературой, публикациями о гитаре и гитаристах. В 1971 году в журнале «Советская музыка» была напечатана его обстоятельная рецензия на книгу Б. Л. Вольмана «Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары» (Л., Музыка, 1968). А автор самой книги, говоря в ней о В. Л. Гошовском, особо отметил, что "с его именем связано развитие гитарного искусства в Закарпатье" (с. 181).
   С 1955 года В. Л. Гошовский начал систематически собирать и записывать народные песни. Только в течение первого десятилетия собирательской деятельности им было записано свыше 1600 песен из 60 сел Закарпатья и еще несколько сотен в селах соседних областей карпатского региона. С 1961 по 1969 г. работал в Львовской государственной консерватории им. Н. Лысенко (ныне Нацио­нальная музыкальная академия им. Н. Лысенко) сначала на должности преподавателя домры и руко­водителя оркестра народных инструментов, а затем доцента кафедры теории музыки и композиции. В этот период начал активно трудиться над созданием каталога украинских народных песен. Основал при консерватории Кабинет музыкальной фольклористики (народной песни), ставший заметным центром развития украинской и в целом славянской этномузыкологии.
   Начиная с середины 1960-е годов В. Л. Гошовский заявляет о себе как о деятельном поборнике применения в фольклористике и музыковедении новейших методов и научных технологий, в первую очередь, достижений кибернетики, и публикует ряд работ, положивших начало советской киберне­тической этномузыкологии. В 1964 г. в журнале «Советская музыка» (№№ 11, 12) появляется его статья «Фольклор и кибернетика», в которой были впервые изложены методы анализа народных песен (колядок, бытующих у восточных, западных и южных славян) на основе принципов лингвистики и кибернетики и показан опыт их применения. Вскоре после этого издаются «Принципы и методы систематизации и каталогизации народных песен в странах Европы: Историко-критический очерк (Материал для обсуждения)» (1966) и «Комплексный анализ песен. (Аналитические карты Гене­рального Каталога русской народной песни)» (1967). В 1966 г. выходит статья «Семиотика в помощь фольклористике» (Сов. музыка, 1966, № 11), в которой ученый говорит о значении науки о свойствах и законах знаковых систем при изучении напевов лирических песен.
   Результатом многолетней деятельности В. Л. Гошовского в направлении создания эффективного музыкально-фольклорного каталога явилась разработанная им кибернетическая система анализа и каталогизации народных песен УНСАКАТ (Универсальный структурно-аналитический каталог), представленная в середине 1970-х гг.   

1 2
Рейтинг@Mail.ru
Купить Кофеварки рожковые в Челябинске