Оценивая
самоучитель Михаила Иванова, Б. Вольман писал, что он, как и изданный в 1953 году
самоучитель В. С. Сазонова, уже вполне грамотное руководство, включающее
ценный по качеству художественный репертуар – русские народные песни, песни и пьесы
советских композиторов в переложениях для семиструнной гитары, а также
переложения этю-дов и пьес зарубежных гитаристов. Потребность в такого рода
само-учителях вызвала необходимость в их переиздании. Таковыми были выпущенные в
1956 г. самоучитель Иванова и в 1958-1959 годах – Сазонова. Эти самоучители стали значительным шагом вперед по сравнению с
ранее выпущенными руководствами по игре на семи-струнной гитаре, хотя "полностью
отвечать своему назначению они не могли в силу недостаточной четкости
методических установок (освещение вопроса о применении большого пальца при
игре и др.), а также по материалу первоначаль-ного обучения, слишком сложному
для самостоятельного освоения".
В 1963 и затем в 1970 году в СССР была переиздана "Школа игры на семиструнной
гитары" М. Ф. Иванова и В. М. Юрьева. В предисловии к переизданию 1963 года
говорилось: ""Школа игры на семиструнной гитаре" М. Иванова и В. Юрьева была
издана единственный раз в 1939 году ограниченным тиражом. Для своего времени
"Школа" была, несомненно прогрессивна, так как она сконцентрировала в себе
большой опыт методики преподавания на этом инструменте почти за весь период
существования семиструнной гитары, а также в значительной мере в ней были
использованы достижения гитаристов-шестиструнников. В настоящее время "Школа" не
утратила своей педагогической ценности, и ее переиздание представляется
целесообразным. Однако в процессе пересмотра всего нотного и текстового
материала "Школы" с позиций современности
возникла необходимость некоторой ее переработки, которая осуществлялась по
нескольким направлениям". В новом издании было произведено значительное
сокращение ее объема за счет изъятия ряда пьес, которые за последние годы
неоднократно переиздавались в сборниках и отдельными изданиями; подвергся значительным исправлениям и уточнениям
литературный текст, главным образом, в области музыкальной терминологии; был
выверен и исправлен весь нотный текст в отношении нотной графики, аппликатуры,
мелодического и гармонического языка, нотных ошибок; изменена запись флажолетов
в соответствии с существующими правилами, то есть по действительному звучанию; проведена унификация обозначения темпов
(в этом издании они даются
по-итальянски с русским переводом, указанным в скобках); исключены разделы, посвященные гитаре с добавочным грифом и кварт-гитаре,
потому что эти гитары вышли из употребления и литература для них более не
издается.
М. Ф. Иванов упоминается в нескольких зарубежных музыкальных словарях и
справочниках:
Powrozniak Jozef.
Gitarrenlexikon. Berlin: Verlag Neue Musik, 1979 (1988); тж.: Gitara od A do Z.
Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Krakow, 1966.
Russian composers and musicians: A biographical dictionary. Compiled by
Alexandria Vodarsky-Shiraeff. New York: H. W. Wilson, 1940.
Prat Domingo. Diccionario biografico; bibliografico, historico, critico de
guitarras (instrumentos afines) guitarrsitas (profesores, compositores
concertistas, lahudistas, amateurs) guitarreros (luthiers) danzas y cantos;
terminologia. Buenos Aires: Romero y Fernandez, 1934.
Zuth Josef. Handbuch der Laute und Gitarre. Vienna: Verlag der Zeitschrift fur
die Gitarre, 1926.
ЛИТЕРАТУРА: Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: био-библиографический словарь музыкальных критиков и
лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. — М., Советский композитор, 1971. — С. 339; Марков И. М. [Иванов Михаил Федорович]. Музыкальная
энциклопедия. Т. 2, С. 482-483; Вольман Б. Гитара в России. — Ленинград, Музгиз, 1961; Шиков В. И. Иванов Михаил Федорович // Шиков В. И. Музыканты Верхневолжья. — М., Московский рабочий, 1984. — С. 107.
|