ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АЛЕКСАНДР ОСКАРОВИЧ
МАРТИНСЕН

музыкант, домрист
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

МАРТИНСЕН, Александр Оскарович (1897-1941) — российский музыкант, домрист, композитор, ди­рижер. Музыкальную деятельность начинал в Москве, руководил различными коллективами народных инструментов. 24 февраля 1924 года дирижировал Объединенным оркестром народных инструментов красноармейцев и курсантов Московского гарнизона на торжественном концерте в Колонном зале Дома Союзов, посвященном 6-й годовщине Красной Армии. В тот день в составе организованного и руководимого им оркестра на сцену вышло более трехсот исполнителей на четырехструнных и трехструнных домрах и балалайках всех видов. В отзыве на концерт, опубликованном в журнале «Музыкальная новь» (№ 5 (2-й) от 29 февраля 1924 г., стр. 30; автор – Л. Инсен), в частности, говорилось:

  «Состав такого разновидного оркестра благодаря различным тембрам музыкальных инструментов давал очень ценное и красивое сочетание по богатству оттенков и мощности звуков. В программу вошли самые разнообразные номера репертуара объединенного оркестра; Революционные мотивы, Русские старинные народные песни в обработке композиторов-народников, Ases tot Грига. Некоторые из исполняемых оркестром русских песен вызывали бурные аплодисменты и были повторены по несколько раз. Несмотря на многочисленность состава оркестра в нем чувствовалась сыгранность, прекрасная нюансировка и особенная ритмичность, которая так редко достигается вообще другими составами народного оркестра. Дирижировал организатор этого объединенного оркестра А. О. Мартинсен, которому удалось показать достижения кр-цев и курсантов на культурном фронте. [...] После концерта главком С. С. Каменев в беседе с участниками оркестра одобрил и приветствовал достижения кр-цев и курсантов. Это выступление было новым подарком к 6-й годовщине в Красной Армии».

В том же журнале (1924, № 6-7, стр. 13-14) в статье «О создании единого оркестра из русских народных музыкальных инструментов» писалось о правильности позиции, занятой А. О. Мартинсеном в связи со спором между т. н. «алексеевцами» (или «андреевцами») и «любимовцами» о том, какая домра имеет большее право на существование — трех или четырехструнная (антагонизм, очень схожий с тем, что существовал между сторонниками шести- и семиструнной гитар). Автор статьи (Ткаченко) пишет:

   «В состав Великорусского Оркестра В. Андреева входят разновидности балалаек, квартовые трехструнные домры, гусли (свирели), жалейки (вид пастушьего рожка), ударные: бубен, тарелки, накры – или литавры и ложки. <...>
   Продолжателем, но не последователем работы в области народных инструментов является Г. Любимов <...>
   Прежде всего он отбросил балалайки и организовал оркестр из одних домр, снабдив их не тремя, а четырьмя струнами, дав им не квартовый, а квинтовый строй, подгоняя к строю и объему скрипок.
   Домры Любимова большой новости не представляют, в свое время четырех-струнные домры были конструиро­ваны Андреевым, но от них он отказался, считая такие домры не русским народным инструментом.
   И вот работники в области народных инструментов делятся на два лагеря, борятся и втягивают в борьбу руководимые ими оркестры. В течение нескольких лет стараются они доказать друг другу, чьи инструменты народнее и ценнее.
   Думается, что правым является стоящий на особой точке зрения А. Мартинсен.
   Не будучи «фанатиком» того или иного толка, тов. Мартинсен берет те народные муз. инструменты, которые существуют в настоящее время. В его оркестрах мы встречаем инструменты Андреевского и Любимовского типа. Такое, как бы смешение инструментов в начале, (пока не увидели блестящих результатов), вызвало недружелюбное отношение к себе, как со стороны Любимовцев, так и со стороны Андреевцев, которые в пылу спора забыли об интересах самого дела.
   То, что оркестры, составленные по принципу тов. Мартинсен (т. е. в состав которых входят, как балалайки, так и домры, как квинтовые, так и квартовые), художественны, говорить не приходится. Им учтена разнохарактерность тембров тех и других домр, и сочетание их с балалайками дает такую массу окрасок, такое художественное целое, что исполнение пьесы таким составом оркестра не утомляет слушателя, (что бывает всегда при однородном подборе инструментов.
   Открытое выступление в «Доме Союзов» объединенного оркестра музыкальных кружков Московского Гарнизона, в состав которых вошли как домры-любимовские, так и андреевские, в день празднования 6-летней годовщины Красной Армии, под управлением тов. Мартинсен, наглядно доказало, что эти инструменты отлично уживаются вместе, взаимно помогая друг другу, составляя единое целое.
   Заканчивая свою статью, я хочу сказать: пора кончить распри в этой отрасли работы, наша сила – в единении!
   Всякая рознь разрушает, а не созидает дело».

В 1927 году опубликовал в Москве тиражом 1000 экземпляров брошюру «Несколько слов о гитаре», посвященную им приезду в СССР «гениального испанского гитариста Андрэ Сеговии» (с его портретом): Мартинсен А. Несколько слов о гитаре : Небольшой историко-исследовательский очерк /А. Мартинсен. - Москва : Нотопеч. Госиздата : 1927. - 24 с., [1] вклад. л. портр. ; 18х13 см. - Библиография: «Источники» (21 название). Очерк основан на выходивших ранее печатных работах и кратко рассматривает эволюцию гитары с начала ее появления. По оценке В. П. Машкевича, «автор дал очень интересные и серьезные сведения о гитаре. В большую заслугу следует поставить ему объективное отношение к 7-струнной гитаре и отсутствие низкопоклонства и перед иностранным артистом Сеговией, и перед испанской гитарой» («Классическая гитара в России и СССР», стлб. 1084).

В последующие годы А. О. Мартинсен внес большой вклад в развитие народно-инструментального искусства в Украине, в частности, в Харькове и Киеве, а также в Белоруссии. С 1929 по 1934 год он возглавлял Харьковскую рабочую консерваторию – первую в Украине бесплатную музыкальную школу для взрослых (ныне Харьковская школа искусств для подростков и взрослых), где работал преподавателем в классах домры и баяна. В 1929-30 гг. выпустил одни из первых в Украине партитуры для домрово-балалаечного оркестра – 10 украинских народных песень. Перед нотным текстом его издания композиции на тему украинской народной песни «Задумав дідочок» / «Задумал старый дед в субботу жениться...» для оркестра народніх инструментов (Харків: Держвидав України, 1929) стоит надпись: «Уважаемому учителю моему профес. А. В. Никольскому посвящается» (укр.: «Шановному вчителеві моєму профес. О. В. Нікольському присвячується». Вероятно, речь идет о композиторе и музыкальном педагоге Александре Васильевиче Никольском, 1874-1943).

В первые годы своей педагогической деятельности в Харькове образовал при Харьковском областном радиокомитете домровый квинтет, с которым в 1932 г. неоднократно выступал (соло на гитаре) дирижер симфонического оркестра радиокомитета Натан Рахлин. С 1934 по 1937 год руководил Ансамблем народных инструментов Киевской филармонии (имеются записи на грампластинках). В конце 1930-х гг. возглавлял оркестр народных инструментов при Белорусском радио. В 1938 году жюри под руководством Мартинсена провело радио-конкурс, прослушав записи коллективов из областных городов. В 1939 году входил в состав жюри Первого Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах в Москве, в котором принимали участие также и гитаристы.

Муж (с декабря 1936 г.) украинской писательницы Зинаиды Павловны Тулуб (1890-1964)*.

А. О. Мартинсену посвящена статья профессор Харьковской государственной академии куль­туры Евгения Александровича Бортника  (1929-1999), опубликованная в 1988 году в украинском журнале «Народное творчество и этнография» (см.: Бортник Є. О. Музикант і педагог О. О. Мартинсен // Нар. творчість та етнографія. - 1988. - № 1. - С. 42-45).
 


*   В 1937 году была арестована по обвинению в принадлежности к контреволюционной организации и осуж­дена на 10 лет тюремного заключения и 5 лет поражения в правах (в 1950 г. было объявлено постановление Особого Совещания МВД СССР о бессрочной ссылке). Заключение отбывала сначала в Ярославской тюрьме, а с лета 1939 по июль 1947 г. на Колыме, в последующие 10 лет проживала в Казахстане. В 1956 году была реабилитирована и вернулась в Киев. Печаталась с 1910. Автор повести «На перепутье» (на русском языке, журнал «Вестник Европы», 1916), исторических романов на украинском языке: «Людоловы» (т. 1-2, Харьков, 1934-37; Москва, 1962, сокр. рус. вар. под названием «Сагайдачный»), в котором изображена Украина начала 17 в., «В степи бескрайней за Уралом» (Киев, 1964) – о жизни Т. Г. Шевченко в ссылке. Писала стихи, поэ­мы, пьесы (на русском языке), киносценарии; переводила украинских и зарубежных писателей на русский язык.
 

Рейтинг@Mail.ru