ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ВЛАДИСЛАВ
МИХАЙЛОВИЧ
МУСАТОВ

поэт, писатель,
гитарист
Россия

 

 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

МУСАТОВ, Владислав Михайлович (1903-1991) – русский гитарист-любитель, активный пропаган­дист и популяризатор гитары, педагог. В детстве некоторое время учился игре на скрипке. Гитарист-любитель, владел как семиструнной, так и шестиструнной гитарами. Ученик Л. Девятова. В 1925 году окончил геодезический техникум. Работал в Средней Азии, Грозном, Архангельске и, большую часть жизни, в Орджоникидзе (название г. Владикавказ в 1931-44 и 1954-90 годах, в 1944-54 гг. - Дзауджикау). Участник Великой Отечественной войны. В 1954 году заочно окончил плановый факультет Московского статистического института. Работал в Госплане Северо-Осетинской АССР. В 1957 году организовал в г. Орджоникидзе Общество гитаристов. В том же году издал первый номер гитарного «Бюллетеня», в 1958-м – № 2 (следующие номера не вышли, хотя № 3 был уже полностью подготовлен: Бюллетень был закрыт, а Общество В. М. Мусатов, В. И. Попов. Гитара. Обзор и краткая аннотация русских печатных материалов.гитаристов – ликвидировано). В 1960-е и 70-е годы занимался педагоги­ческой работой в Республиканском доме народного твор­чества, подготовил ряд программ о гитаре на местном радио, кроме этого, написал несколько статей о гитаре, методичес­ких пособий для заочного обучения, читал лекции на занятиях народного Университета литературы и искусства на тему "Гитара и её история". Был знаком со множеством гитаристов своего времени (М. Павлов-Азанчеев, А. Ларин, Л. Девятов, В. Машкевич, А. Попов, В. Славский, В. Войтонис и многие дру­гие). В 1984 году завершил работу над «Кратким очерком по истории развития русского гитаризма» (93 стр.) – «сводом фактов, подтверждённых выписками из подлинных докумен­тов» – который однако не был опубликован и существовал только в машинописи. В 1988 году в Свердловске была издана тиражом 400 экземпляров библиографическая брошюра: В. М. Мусатов, В. И. Попов. «Гитара. Обзор и краткая аннотация русских печатных материалов: Пособие для гитаристов-профессионалов и любителей» (68 стр.), которая содержит указания на 623 книжных, журнальных, газетных и нотных публикации о гитаре, перечень 79 учебников 55 авторов. Автор биографического очерка о М. Т. Высотском (1958, рас­пространялся в машинописи), биографии (1971) и воспоми­наний "Мои впечатления" о М. С. Павлове-Азанчееве (1956/1968), статьи "Вокруг строя гитары" (1983). Собрал большой гитарный архив.


В. М. Мусатов, В. И. Попов

ГИТАРА (ОБЗОР И КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ РУССКИХ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ)

Свердловск, 1988

Несмотря на неказистый вид, плохую бумагу и полукустарную полиграфию, эта брошюра – плод вдумчивого и самоотверженного собирательского труда ее авторов – дорогого стоит. Пособие для гитаристов-профес­сионалов и любителей в такой же мере может быть интересным музыковедам и композиторам, и всем, кто хочет лучше понять и знать историю гитары в нашей стране и ее проблемы. Составители буквально по крупицам собирали все, что можно было собрать по интересующим их вопросам. В результате – удачная работа, масса библиографической информации и даже порой небольшие, но емкие характеристики представляемой публикации. Для удобства читателя вся информация разбита на разделы, книги печатные, книги машинописные, каталоги, учебные программы и метод[ические] указатели, журнальные публикации, газетные публикации, школы и самоучители.

Вся информация дается в хронологическом порядке с указанием всех выходных данных источников. Это хорошее подспорье для будущих авторов музыковедческих исследований о гитаре в России – ведь на сбор подобной библиографии порой уходят годы.

Журнал "Гитаристъ", 1997, № 3. С. 58.
 

 

* * *

И. В. Рехин

Вариации на тему "Гитара в России"
Субъективные заметки о путях развития гитары с точки зрения композитора

Журнал "ГИТАРИСТЪ" • № 1 • 2006 год

[ Владислав Михайлович Мусатов ]

[...] Деятельность Владислава Михайловича Мусатова (1903-1991) в основном была направлена на прапаганду и поддержку семиструнной гитары. О себе, по просьбе редактора музыкальных передач и в связи с подготовкой авторской программы о Высотском на радио, Владислав Мусатов пишет: "Моя специальность – экономист. Работаю в Госплане Северо-Осетинской АССР. Как гитарист-любитель хорошо её изучил и владею обоими строями. Общественно не выступаю по причине сильного смущения перед публикой". Можно сказать, что гитара в жизни Мусатова сыграла важную, судьбоносную роль. Он родился в селе Максимовка Самарской губернии. Родители рано умерли, и мальчик рос в деревне у дяди, который научил его немного играть на скрипке, привил любовь к музыке и русским народным песням. В восемь лет Владислав остался сиротой. Тем не менее, позже ему удалось поступить в Бузулукскую гимназию, где он также немного занимался игрой на скрипке. Но вскоре Мусатов вынужден был гимназию оставить и, чтобы прокормиться, стал пчеловодом, превратившись в "обладателя ста ульев" (см. "Гитара в России и СССР", стр. 1162). Он жил в лесу и самостоятельно учился играть на гитаре. В 1919 году "сдал пасеку в коммуну" и начал учительствовать, организовал "выступления самодеятельности под гитару". В 1921 году, в период большого голода в Поволжье Мусатов едет в Ташкент за хлебом. С трудом после болезни возвращается назад в Самару и поступает в техникум. Живёт только случайными заработками: то грузит дрова, то чистит конюшни, то ремонтирует народные инструменты.

Однажды на концерте Мусатов услышал игру гитариста Л. Девятова и вскоре стал его учеником. Через 10 уроков Девятов объявил, что считает Мусатова "товарищем по искусству", и отказался от оплаты в дальнейшем. В 1925 году Мусатов оканчивает геодезический техникум и начинает работать сначала в Средней Азии, потом в Грозном, Архангельске и Орджоникидзе, где и прошла большая часть его жизни. В годы войны он был на фронте, в 1954 году заочно окончил плановый факультет Московского статистического института, в 1957 году организовал в г. Орджоникидзе "Общество любителей гитары". Благодаря его стараниям типографским способом был издан один номер гитарного "Бюллетеня"*. Вскоре после этого общество и журнал были закрыты! О причинах можно только гадать. В шестидесятые и семидесятые годы Мусатов занимался педагогической работой в Республиканском доме народного творчества, подготовкой программ о гитаре на местном радио, кроме этого, он написал ряд статей о гитаре, методических пособий для заочного обучения, читал лекции на занятиях народного Университета литературы и искусства на тему "Гитара и её история". Он был знаком со множеством гитаристов своего времени. Это М. Павлов-Азанчеев, А. Ларин, Л. Девятов, В. Машкевич, А. Попов, В. Славский, В. Войтонис и многие другие. Мусатовым была собрана коллекция гитар, большая и уникальная нотная библиотека, фотографии гитаристов, сохранилась обширнейшая переписка с гитаристами-современниками. Интересно и письмо Мусатова, написанное в 1957 году к Марии Луизе Анидо в Аргентину, где он просит её поделиться своими мыслями относительно распространения классической музыки в стране. Он проявляет большой интерес к Прелюдии №1 Вила Лобоса, Танцу индейцев (в обработке Анидо) и Мексиканскому танцу Ф. Эксперона и просит выслать эти ноты. Со своей стороны Мусатов посылает несколько сочинений для семиструнной гитары, "в том числе и одну прелюдию П. Павлова-Азанчеева, которую автор пожелал назвать "Ответ Баху".

В известной мере интересны наблюдения Мусатова по поводу стремительного распространения шестиструнной гитары в России. В статье "Вокруг строя гитары" (1983 г.), опубликованной в 1991 году в энциклопедии М. Яблокова "Классическая гитара в России", он, в частности, пишет о своём несогласии с общепринятым мнением, что приезд Сеговии в 1926 году стал началом возрождения гитары в России. "Первые концерты Сеговии поразили слушателей, очаровали, но не реабилитировали гитару" (стр. 1172). Мусатов ссылается на то, что первые публикации из репертуара Сеговии были изданы в Москве в количестве 500 экземпляров лишь в 1930 году, Школа Агафошина (тираж 1000 экз.) в 1934 году, Самоучитель на 7-струнной гитаре Иванова в 1937 году**. В Ленинграде издательство "Тритон" в 1932 году выпустило серию сборников пьес Бетховена, Баха, Грига в переложениях П. Исакова (ответственный и технический редактор – Б. Вольман), но там не было пьес из репертуара Сеговии. Через два года эти издания уже значительными тиражами были изданы снова и в Москве и Ленинграде. Указывая на причины быстрого распространения шестиструнной гитары, Мусатов отмечает, что в 1934 году началась гражданская война в Испании, что совпало с "патриотическим подъёмом нашего народа, пославшего своих добровольцев для войны с фашизмом. Это было время увлечения всем испанским: во многих школах изучался испанский язык, в семьи принимались в качестве беженцев испанские дети, устраивались культурные программы, где видное место стала занимать и испанская гитара. Благодаря выступлениям Сеговии в Куйбышеве в 1927 году, в Москве в 1930 году, были открыты классы гитары. Советские композиторы стали подражать "испанскому стилю", испанская культура официально поддерживалась властями". Конечно, и выступления Сеговии в этих условиях имели не только художественное, но и политическое значение. Далее Мусатов пишет: "Легче было перенять западную литературу, чем создавать свою… Распространилась мода на подражание всему западному: грампластинки, мебель, одежду, эстраду и т. д. не отвечающему национальному духу". Во всех этих суждениях чувствуются и отголоски политических процессов тех лет, борьба с инакомыслием, косность и агрессивность. К сожалению, Мусатов не всегда прав в своих оценках, обвиняя "шестиструнников" Агафошина и Иванова-Крамского в "игнорировании национальной гитары". Он пишет: "Можно сказать, что их деятельность остановила развитие национальной музыки для гитары и тем самым отодвинула её назад на несколько десятилетий" (там же, стр. 1173). Как видим, атмосфера "гитарного гетто" здесь выражена в полной мере! Отсюда всего один шаг до обвинения в идеологической диверсии (М. Юдин) или "испано-американской интервенции" (В. Войтонис), что и сделали уже в 50-е годы эти гитаристы в своих письмах в редакции газет и партийные органы. С этими высказываниями трудно согласиться. Главная причина, на наш взгляд, была в другом: в лагере "семиструнников" в те годы не нашлось серьёзных играющих гитаристов-виртуозов и концертного репертуара высокого художественного качества, который мог быть противопоставлен музыке Сора, Джулиани, Вила Лобоса, Кастельнуово-Тедеско и других западных авторов. В тоже время русская симфоническая музыка Глинки, "Могучей кучки", Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, многих других русских композиторов вполне выдерживала конкуренцию с произведениями европейских авторов ХIХ-ХХ веков. Сегодня треть всех играемых в мире сочинений в филармонических концертах состоит из музыки русских композиторов. Причина была в другом. Не нашлось гитаристов, способных увлечь семиструнной гитарой музыкантов других специальностей и современных композиторов, изменить их отношение к гитаре как к "примитивному инструменту, на котором играются низкопробные произведения, лишенные хорошего художественного вкуса". Между тем, тридцатые-пятидесятые годы были периодом расцвета таланта пианиста Гилельса, скрипача Ойстраха, виолончелистов Ростроповича, Шафрана и сотен других великолепных исполнителей, которым композиторы охотно посвящали свои новые сочинения. Но правда тоже была и в высказываниях Мусатова, когда он говорил о невозможности в те годы получения семиструнниками профессионального образования и отсутствии концертирующих исполнителей.


* Автор ошибается, В. М. Мусатовым было издано два номера "Бюллетеня".
** Самоучители и "школы-самоучители" М. Ф. Иванова издавались ежегодно, начиная с 1931 года.

 
Рейтинг@Mail.ru