ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

РУСАНОВ
ВАЛЕРИАН
АЛЕКСЕЕВИЧ
 

гитарист,
историк гитары
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

 

РУСАНОВ, Валериан Алексеевич, род. 10 (22) января 1866, Москва - ум. 30 июля 1918, там же, – русский гитарист, композитор, педагог, музыкальный писатель и музыкально-общественный деятель. Внес очень большой вклад в дело популяризации гитары в России. По разносторонности деятельности в области гитары представляет уникальное явление. По всеобщему признанию, ни до, ни после него, в истории гитары в России не было личности, подобной ему по размаху деятельности. Гитарист-педагог, композитор (написал около 300 сочинений, из которых 85 было издано), историк гитары, основатель и редактор-издатель журнала "Гитарист" (1904-1906), редактор журнала "Музыка гитариста" в 1907-1908 годах, журналист того же журнала, а также журнала "Аккорд" в 1911 и 1913, 1914 годах, руководитель гитаристов Московского общества мандолинистов и гитаристов и организатор гитарных "сред" в нем, дирижер оркестра народных инструментов Московского общества любителей игры на народных инструментах и любителей светского пения.

Валериан Алексеевич Русанов

Происходил из дворян Тульской губернии. Сын штаб-офицера. В возрасте двух лет лишился родителей и некоторое время воспитывался у своей бабушки Е. П. Ртищевой. В 5 лет был отдан в Сиротское отделение Николаевского института, затем через два года в Разумовское училище, в 1876 г. – в 4-ю военную гимназию. Не имея призвания к военной службе, в 1883 году решил оставить военную гимназию: после отказа отвечать на экзамене был отправлен вольно­определяющимся во 2-й гренадерский Ростовский полк. Отбыв воинскую повинность поступил на службу в Контроль Московско-Казанской железной дороги.

В 1890 году всерьез увлекся гитарой, до этого (с 1889 г.) уже немного играя на этом инструменте. Первоначально учился самостоятельно по школам Сихры, Моркова и Высотского, а в 1892 году стал учеником А. П. Соловьева, в лице которого, по его собственному признанию, встретил наконец "настоящего учителя". Овладев достаточно под его руководством инструментом, стал сам давать уроки на гитаре. При этом продолжал заниматься дальнейшим совершенствованием и собственного музыкального образования, для чего начал брать уроки по теории музыки и во время этих занятий познакомился (в 1897 году) с известным пианистом и композитором А. И. Дюбюком. В 1898 году был приглашен в качестве солиста и преподавателя в Общество Мандолинистов и Гитаристов, возглавлявшееся В. А. Жемчужниковым (дирижером Общества), где надеялся поставить гитару как самостоятельно функционирующий инструмент. По его инициативе в 1899 г. в Обществе были открыты для гитаристов специально гитарные вечера, с правом допущения бесплатно всех желающих послушать гитару. На этих вечерах выступали солистами гитаристы, члены этого Общества, и другие гитаристы и музыканты, по приглашению Русанова. Главными исполнителями были Н. Н. Томилин, С. М. Шевелев, сам В. А. Русанов и его лучшие ученики: П. С. Агафошин, Арк. Вальденберг и С. Н. Крылов. В концертах В. А. Русанов выступал регулярно и с успехом, считая, что "концертная эстрада... есть лучшее средство для распространения доброго мнения о гитаре и первоклассная школа для проверки своего знания, опытности и веры в чарующие средства своего инструмента", хотя, по его собственному признанию, "никогда не чувствовал склонности к публичной игре и карьера концертанта всегда была [ему] антипатична".

В те же годы начал заниматься глубоким изучением истории гитары, собиранием исторического материала для своих будущих очерков, вел оживленную переписку со многими лицами, проводил изыскания в музеях, поиски в словарях и старинных изданиях. Первыми результатами этой работы стало появление в печати исторических очерков "Гитара и гитаристы": о М. Т. Высотском (1899) и А. О. Сихре (1901), а также ряда биографических статей и очерков В. А. Русанова для книги С. С. Заяицкого "Интернациональный Союз Гитаристов" (1902). В дальнейшем продолжил работу над большим очерком "Гитара и гитаристы. Введение к истории гитары в России", публиковавшимся начиная с 1904 года в журнале "Гитарист", а позже также серией биографических очерков "Современная летопись гитары" (печатались в "Гитаристе" с 1905 г.) и других материалов по истории гитары в России и за рубежом и проблемам современного состояния гитарного исполнительства, вопросам преподавания и репертуара. В январе 1904 года В. А. Русанову удалось реализовать свою давнюю мечту об издании специализированного русского гитарного журнала. Журнал "Гитарист" стал ярким явлением в музыкальной периодике России. Он сыграл заметную роль в распространении знаний о гитаре, как о серьезном музыкальном инструменте, служил преодолению предрассудков против гитары и поднятию ее авторитета в глазах профессиональных музыкантов.

В. А. Русанов опубликовал 1-ю часть Школы для семиструнной гитары (сначала в журнале "Гитарист", а позже отдельным изданием у А. М. Афромеева в Тюмени), лучшей в его время, и работал над 2-ой ее частью, которая, однако, осталась незавершенной и была уже после его смерти дописана по подготовленному В.А. Русановым плану и с использованием оставленных им материалов его учеником и последователем В. П. Машкевичем.

К сожалению, на самом подъеме деятельности Русанова, Россия вступила в длительную полосу тяжелейших военных и революционных потрясений, что пагубно повлияло на реализацию его планов и задуманных начинаний, направленных на подъем гитарной музыки. В. А. Русанов умер от сердечной астмы в возрасте 52 лет, тяжело страдая в последние годы жизни от постоянных болезней, хронической усталости и безденежья. Был похоронен в Москве на исчезнувшем ныне Лазаревском кладбище.

Подробнее см.: журнал "История гитары в лицах", № 1, 2014. В том числе: автобиография В. А. Русанова, а также биографический очерк И. М. Юрцева о В. А. Русанове

 

 
Рейтинг@Mail.ru