ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

REGINO
SAINZ DE LA MAZA
РЕХИНО
САЙНС ДЕ ЛА МАСА

гитарист, педагог,
музыковед
Испания

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

 

САЙНС де ла МАСА, Рехино (Regino Sáinz de la Maza y Ruiz), род. 7 сентября 1896, Бургос, Испания, – ум. 26 ноября 1981, Мадрид, там же, — испанский гитарист, композитор и гитарный педагог. Старший брат гитариста Эдуардо Сайнс де ла Маса (1903-1982). Музыкой начал заниматься в возрасте 10 лет; учился у Сантьяго Ландаче (сольфеджио), Хосе Николаса Кесада (фортепиано), и Эухенио Паскуаля Родригеса (гитара). Четыре года спустя, в 1910 году, вместе с семьей переехал в г. Сан-Себастьян, где продолжил занятия фортепиано с Херманом Сендойя и гитарой с педагогом Луисом Сориа. Около 1912 переехал в Бильбао, где до 1913 года брал уроки у ученика Ф. Тарреги, известного гитариста и гитарного педагога Илариона Лелюпа (Hilarion Leloup, 1876-1939). С марта 1913 года учился у Даниэля Фортеа (также ученика Ф. Тарреги), оказавшего большое влияние на его развитие как профессионального гитариста. Свой первый концерт провел в возрасте восемнадцати лет в Театре Арриага (Teatro Arriaga) в Бильбао. Позднее переехал в Барселону, где работал в качестве концертного музыканта. Там же познакомился с Мигелем Льобетом, Эмилио Пухолем и Андресом Сеговией. В 1920 году дебютировал как гитарист в Мадриде,   В 1922 г. концертировал в Аргентине и Бразилии, где провел 90 концертов. В 1926 году с большим успехом гастролировал во Франции (Париж), в 1927 году в Германии, и в 1928 году в Англии (Лондон). В последующие годы много выступал в Европе как сольно, так и в совместных концертах с крупнейшими гитаристами того времени. В 1933 году совершил свой второй тур по Южной Америке (Уругвай, Аргентина и Бразилия). В декабре 1935 года он был назначен профессором гитары в Королевской консерватории в Мадриде. Кроме того, в период между 1939 и 1952, выступал как музыкальный критик в мадридской газете "ABC". 9 ноября 1940 года сыграл премьерное исполнение посвященного ему "Концерта Аранхуэс" Хоакино Родриго. В 1943 году опубликовал в Мадриде новое, переработанное издание Школы Д. Агуадо, издал также несколько сборников пьес гитарных классиков (Каркасси, Джулиани). После окончания Второй мировой войны гастролировал в Соединенных Штатах Америки.  Преподавал в различные годы в Мадридской консерватории. За время своей карьеры был удостоен множества почетных наград и званий, в числе которых: Золотая медаль Национального университета Буэнос-Айреса (Medalla de Oro de la Universidad Nacional de Buenos Aires), звание члена Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (1958, Real Academia de Bellas Artes de San Fernando de Madrid), почетный гражданин города Бургос (букв.: звание "любимый сын города", 1958) и Золотой медалью за трудовые заслуги (1975, Medalla de Oro al Merito en el Trabajo). Кроме того, в 1967 году за большие заслуги в области культуры он был удостоен крупной государственной награды Испании – Большого креста Гражданского ордена Альфонсо Х Мудрого (Gran Cruz de la Orden Civil de Alfonso X el Sabio). Один из соучредителей "Общества друзей Советского Союза", созданного 11 февраля 1933 года.
  Рехино Сайнс де ла Маса являлся одним из самых авторитетных классических гитаристов своего времени.
  Федерико Гарсиа Лорка в 1920 году писал о нем:

"В четверг двадцатого мая в Гранаде дал концерт один из самых интересных молодых артистов. Сайнс де ла Маса интересен и как человек, и как художник. Этот странствующий рыцарь, как Льобет и Сеговия, с гитарой за плечами бродит, вбирая красоту земли, из края в край, и долго еще звучит в городах и селеньях эхо старинных печальных мелодий. (Гриф гитары – чем не копье?) И что самое главное – Сайнсу де ла Маса чужд покой. <...>

Предел мечтаний Сайнса де ла Маса - бродяжить, видеть чужие небеса и новые земли. И наверно, потому так дорог ему чудный странник Франц Ведекинд, пожелавший узнать, как устроен шар земной,- не зря немецкие бюргеры пришли в транс от его дерзких прелестных песен. И то же стремление попытать счастья, встретить в пути невиданный цветок заставило Сайнса де ла Маса вытащить на свет божий испанских виуэлистов шестнадцатого века, казалось непробудно спящих в затканных паутиной сундуках. Вот за это мы всей душой должны быть ему благодарны. Он смыл пыль времени с лирической заставки шестнадцатого века, и предстали не кованые шлемы, тяжелые мечи и крепостные рвы, но глубокие глаза и нежная улыбка. Сквозь вековой туман проступила вечная нить любви, оплетающая наперекор иронии и наши сердца. Чудом этого открытия мы обязаны Сайнсу де ла Маса.

Замечательный мастер, он пошел с теми, кто воскрешает и пропагандирует старинную испанскую музыку. Двойная заслуга художника и патриота.

Испанские виуэлисты шестнадцатого века в своих сочинениях почти всегда использовали народные мелодии, их простые обработки сохранили безыскусную прелесть песен.

За малым исключением, обязанным влиянию трубадуров (чудовищная французская мода), господствовала народная традиция. Угловатые и страстные мелодии, кованные народом, в руках придворных музыкантов обрели благородную нежность. И таких вот мастеров Возрождения, тех, кто торил путь Баху и Моцарту и видел рождение фуги, вызволил из заброшенных могил Сайнс де ла Маса, юный артист, наделенный отвагой и страстью. Его нервная трепетная рука тронула струны и раскрыла нам старинные цветы.

Печаль и радость Диего де Нарваэса, Мударры, затаенная грусть изысканнейшего Луиса Милана (Мирафлора) вновь зазвучали в двадцатом веке в Испании, и мы обязаны этим прекрасному гитаристу. Он разыскал в старинных библиотеках пожелтелые пергаментные свитки и окончательно и бесповоротно оправдал в наших глазах горемыку гитару.

И так же трепетно, точно, проникновенно и страстно играет Сайнс де ла Маса Баха, Шопена, Сора, Таррегу, Мендельсона, Гранадоса, да и других. Может быть, слишком страстно, но ведь эти шесть струн, упорные жилы поэзии, и созданы для страсти.

Сайнс де ла Маса не из тех музыкантов, которые превыше всего ценят экспрессию; его игра поражает благородной простотой и глубиной. Всех, кто слушал его в прошлый четверг, пленило его мастерство.

Талант Сайнса де ла Маса набирает силу.
Расцвет его будет великолепен.

Regino Sáinz de la Maza. La guitarra y su historia.
Ateneo, 1955. (Colección "O crece o muere" vol. 100)

 

27 ноября 1981 года испанские газеты вышли с сообщениями о последовавшей накануне смерти выдающегося испанского гитариста. Мадридская газета "АВС", с которой  Рехино Сайнс де ла Маса активно сотрудничал в период с 1939 по 1952 год, разместила некролог и статью известного музыковеда Антонио Фернандеса-Сида "Прощание с Рехино Сайнс де ла Маса", а также отзывы на смерть музыканта видных деятелей испанской культуры, в том числе Хоакина Родриго и Андреса Сеговия.

Трогательные воспоминания о своем ушедшем учителе и друге
опубликовал в январе 1982 года Рикардо Изнаола в издававшемся в Гонолулу
журнале "Гитара и лютня" ("Guitar & lute") .

* Год рождения Р. Сайнс де ла Маса в публикации указан неверно – 1897 (правильно – 1896).

 

Рейтинг@Mail.ru