редеть, суживаться. Цыганам пришлось спуститься по ступенькам общественной лестницы несколько ниже: не оставляя «Самарканда», они начали выступать и в ресторанах.
Впрочем, сначала хор еще пробовал упираться, удерживать, хотя бы внешне, былые порядки, выступая в общем зале только по субботам. На протяжении
остальной недели цыгане пели в кабинетах по приглашению небольших компаний, как бы сохраняя прежний стиль «искусства для избранных», но довольно скоро и эти позиции пришлось сдать. Выступления
цыган стали обычной деталью ресторанного обихода.
Так постепенно и незаметно накапливались изменения бытового и творческого облика цыганского хора.
Будь цыганская песня придуманным, стилизованным видом творчества, она умерла бы, выродилась бы в той атмосфере, которую для нее создала обстановка
ресторанов. Но цыгане сумели сохранить и пронести через многие поколения исполнителей подлинно национальное, народное искусство, в котором и мелодия, и гармония, и сложные острые ритмы —
все своеобразно, неповторимо. Даже заимствованные русские народные песни, которых много было в репертуаре цыган, приобретали в их исполнении особый, характерный оттенок,
свойственный чисто цыганским песням.
Поэтому, когда открытые ресторанные залы познакомили большое число посетителей с искусством, раньше спрятанным за тяжелыми портьерами «Самарканда», круг лиц,
интересующихся цыганским пением, сразу значительно возрос. Как бы открыв новый вокальный жанр, широкая публика захотела поближе познакомиться с ним, слушать его не в ресторане и не
в «Самарканде», куда не все могли пойти, а в привычной для многих любителей пения концертной обстановке.
Вот тогда-то и начались выступления цыганского хора и солисток — исполнительниц цыганских песен — в концертных залах. Только здесь артисты, не
связанные специфическими условиями ресторанной эстрады того времени, могли дать своим слушателям представление о настоящем старинном цыганском пении в его чистом, не испорченном виде.
Начала я петь, когда мне шел четвертый год. Меня ставили на стол, давали в руки носовой платок, и я пела: «Отдайте мне минуты востолга и любви». Шестилетний брат Сергей,
туго натянув на щепку нитки, аккомпанировал мне. Друг отца, наездник М. А. Цыбаев, увидев эту сценку, подарил брату балалайку. С этой минуты Сергей, балалайка и я стали неразлучны. Мы
исполняли все романсы и песни, которые слышали от взрослых. Нам не надоедало повторять одни и те же вещи, стараясь исполнить их как можно лучше; мы учитывали советы и мимолетные замечания старших,
поэтому в восемь-девять лет я уже пела достаточно выразительно, с хорошей фразировкой, четкой дикцией и правильным дыханием.
Когда мне исполнилось семь лет, меня и пятилетнего брата Павла определили в четырехклассное подготовительное училище М. А. Козловой. В училище
нас обучали не только наукам, но и домоводству. Школа привила мне любовь к чтению.
В 1910 году отец уехал в Москву. Мама осталась с тремя младшими детьми: Сергею было |
|
четырнадцать лет, мне — двенадцать, Павлу — десять. Детство наше кончилось, нужно было думать о заработке.
У меня был необычайно сильный для моего возраста, от природы поставленный голос, романсов и песен я знала очень много. Естественно было готовить
меня к работе в области вокала, тем более, что это сходилось с традициями нашей семьи. Сергей к этому времени стал хорошим музыкантом и опытным аккомпаниатором.
Весной 1911 года моя сестра Елизавета на каком-то концерте встретилась с Петром Ивановичем Виноградовым и Владимиром Петровичем Семеновым. Они
были компаньонами, как тогда говорилось. Виноградов раньше служил главным кассиром ресторана «Аквариум». Сумев сколотить небольшие деньги, он стал
финансировать устройство концертов. Театральный рецензент Семенов выполнял обязанности устроителя, технического организатора, администратора концертов.
Елизавета рассказала им обо мне, предложила послушать мое пение и затем, если сложится у них благоприятное впечатление, устроить выступление перед публикой.
В качестве эксперта Виноградов и Семенов пригласили солиста Мариинского театра Александра Михайловича Давыдова, большого знатока, любителя и талантливого исполнителя цыганских романсов.
Я пропела под аккомпанемент Сергея много романсов.
«Жюри» единогласно решило, что концерт обязательно следует организовать.
Тут мы с Сережей рассказали о предложении хозяина отца, заводчика Беляева, дать нам стипендии в консерватории, сказали, как нам хочется учиться, чтобы стать
образованными артистами. Но все восстали против этой мысли самым категорическим образом. Особенно резко протестовал Давыдов.
— Да ты подумай только, — возмущался он, — проучишься ты пять лет, пусть плату за учение будет вносить Беляев, но жить это время чем-то надо. А потом
голос тебе повысят, станешь обыкновенным сопрано, как сотни и тысячи других, — кому ты тогда нужна будешь! Всю жизнь пропоешь хористкой или, в лучшем случае, в провинциальных труппах будешь работать,
а это такая тяжелая судьба, какой никто тебе не пожелает. А как исполнительница цыганских песен, ты готовая певица с характерным репертуаром, хорошим
исполнением, да еще твой возраст, — публика тебя на руках носить будет. Цыганский жанр сейчас в большой моде, надо использовать интерес к нему, а там видно будет.
Все-таки, может быть, не так рано появилась бы я на подмостках, но 28 мая 1911 года умерла знаменитая исполнительница цыганских песен Варя Панина, и по
тому неписаному закону, о котором я говорила раньше, стал «свободным» ее репертуар.
Семенов загорелся мыслью найти замену безвременно погибшей талантливой певице. Мое низкое контральто приближалось по тембру к голосу Паниной, почти все ее песни
я знала, исполнительская манера ее была мне хорошо знакома по граммофонным записям и рассказам родных. Конечно, мне следовало бы еще много и долго учиться, но так сошлись все обстоятельства, что
решено было выпустить меня по- |