Владимир
МОРКОВ
Владимир Иванович Морков (иногда писали Марков [1]), род.
1801, С. Петербург, Россия, – ум. 25 ноября (7 декабря) 1864, там же, –
русский гитарист-любитель и композитор. Игре на гитаре обучался у А. О.
Сихры, посвятившего ему свою «Теоретическую и практическую школу для
семиструнной гитары». Автор «Полной школы для семиструнной гитары, с
приложением пьес для вновь усовершенствованной десятиструнной гитары c
указанием ее строя» (СПБ, 1862) и около 100 сочинений и переложений для
своего инструмента (как для гитары соло, так и для дуэта гитар и гитары
с фортепьяно), в том числе транскрипций нескольких сочинений для
6-струнной гитары Ф. Сора, М. Джулиани и Й. К. Мерца, а также многих
переложений из опер Д. Россини (Хор и Фантазия на мотив из оперы
«Вильгельм Тель»), Г. Доницетти (Хор из оперы «Любовный напиток» и
Серенада из оперы «Дон Пасквале»), В. А. Моцарта (Серенада и
Дуэт из
оперы «Дон Жуан», Марш Жрецов из оперы «Волшебная флейта»), Дж. Верди
(Каватина из оперы «Эрнани»), Р. Вагнера (Марш и хор из оперы
«Тангейзер») и др., произведений русских композиторов М. И. Глинки
(«Камаринская», Фантазия и Польский танец из оперы
«Жизнь за царя», Ария
Людмилы из оперы «Руслан и Людмила») и А. С. Даргомыжского (терцет и хор
из «Русалки»). Ему принадлежат также многочисленные обработки русских,
украинских и цыганских песен. Написал «Исторический очерк русской оперы
с самого ее начала по 1862 год» (СПБ, 1862; М., 1899), а также
небольшую, но ценную работу, посвященную одному из самых видных русских
духовных композиторов П. И. Турчанинову [2], с
[1] Фамилия Морков в варианте Марков встречается в XIX в.
(и раньше) довольно часто. Так, в 3-й части «Россійской
родословной книги» Князя Петра Долгорукова за 1856 год
(с. 199) описание рода однофамильцев В. И. Моркова графов
Морковых начинается строкой: «Имя этой древней фамилии пишется двояко:
Морковы и Марковы». В литературе
нам встретилось и такое объяснение ее двойного написания:
«Фамилия “Морков” произносилась с ударением на втором
слоге, поэтому ее часто ошибочно писали через “а” – Марков, и это стало
чуть-ли не допустимой нормой». — Прим. ред. [2] Петр Иванович Турчанинов (1779–1856), протоиерей, русский церковный
композитор, автор многочисленных переложений распространенных обиходных
напевов и оригинальных сочинений. Родился в семье киевского дворянина.
Воспитывался в киевском народном училище. Мальчиком
был взят за прекрасный голос в хор генерала Леванидова.
Князь Потемкин, услышав в Киеве леванидовский хор, был
восхищен голосом Турчанинова и взял его в Петербург, где
поручил руководству Джузеппе Сарти. В 1792 г. вернулся в
Киев в тот же хор, бывший тогда под управлением А. Веделя.
Вместе с ним был и в Харькове, где и закончил свое образование. Затем
был регентом разных хоров в Киеве и Севске. В 1803 г. рукоположен во священника, а в 1809 г. вызван в |
|
которым был лично знаком (Морков В. И. Протоиерей Петр Иванович
Турчанинов: Его светская,
духовная жизнь и музыкальные заслуги. — СПб.:
тип. Н. Греча, 1862; тж.: «Странник», т. III, кн. 9,
отд. I, стр. 403-411). В. И. Моркову принадлежит
также ряд статей на музыкальные темы в газетах
и журналах. В том числе, отзывы на Международный конкурс гитаристов,
проведенный в Брюсселе Н. П. Макаровым [3]. Он был хорошо знаком с
М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским и другими
видными деятелями русской культуры.
Большую популярность получил «Исторический очерк русской оперы» В. И.
Моркова, который тем не менее больше критиковали, чем хвалили.
Характеризуя в общих чертах эту работу
обычно говорят, что в ней рядом с ценными, подчас единственными
указаниями, встречается много очевидных ошибок и неточностей.
«Ежегодник императорских театров» за 1898 год, в частности,
предупреждал читателей против слишком доверчивого к нему отношения:
«...к данным, собранным в книге Моркова, надо вообще относиться с
большой осторожностью, так как в них, по сличении с источниками,
встречается масса ошибок и неточностей», даются «сплошь да рядом совершенно неверные сведения,
которые были воспроизведены потом и другими авторами». Имеющиеся в
«Очерке» «неверные сведения» (из-за
наличия которых доверие к нему, безусловно,
страдает), не составляют, однако, главного его содержания, а потому он
справедливо заслужил и немало положительных оценок. Так, композитор
и выдающийся музыкальный критик, один из основоположников
отечественного музыкознания
Александр Николаевич Серов (1820-1871) после
выхода «Исторического очерка русской оперы»
В. И. Моркова опубликовал на него в печати обстоятельную рецензию, в
которой, не обходя вниманием недостатки, отмечал и большое позитивное значение этого труда. К гитаре эта рецензия,
как и сама рецензируемая работа, отношения,
разумеется, не имеет, но зато она, во-первых, не
лишена интереса для характеристики автора этого труда, занимающего
непоследнее место в истории русской гитары, а во-вторых, может, на наш
взгляд, быть полезным дополнением к общему
музыкальному образованию каждого гитариста,
почему мы и нашли нужным привести ее текст
полностью.
Петербург и назначен регентом митрополичьего хора. С
1827 г. – учитель пения в Придворной певчевской капелле.
Его сочинения и гармонизации были включены во многие
издания того времени, в том числе в Церковно-Певческий
сборник. Они неоднократно переиздавались под различными редакциями: А.
Рожнова, М. Гольтисона, А. Кастальского
и др. [3] О результате конкурса (Международный конкурс гитаристов) //
«Музыкальный и театральный вестник», 1856,
№ 52; Письмо в редакцию «Северной пчелы» (О конкурсе
г. Макарова) [Предварительные известия] // «Северная пчела», 1856, №
248; Письмо в редакцию «Северной пчелы» (О
конкурсе г. Макарова) [Окончательные сведения об исходе
конкурса] // там же, 1857, № 1. |