ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

№ 4 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 4 • С. 48

     

Л. Анисимова

ГИТАРЫ ТИХИЙ ЗВОН...

«Советская Россия», 17 января 1964 г.

   На пожелтевших страницах старой книжки оживают в поэтической дымке воспоминаний события далеких лет, имена людей, чье вдохновенье и талант вошли в сокровищницу русской народной музыки...
   Более полутораста лет назад петербургский арфист Андрей Сихра принял в свои руки пленившую его испанскую гитару. Но тесно оказалось на шести струнах мелодии, и, чтоб сохранить ее полнозвучность и гармонию, Сихра добавил на грифе седьмую струну и изменил строй гитары. Вряд ли подозревал он, что создает этим национальный музыкальный инструмент, который прочно войдет в быт России.
   В те годы уже подрастал новый талант: сын крепостного Михаил Высотский — изумительный музыкант и композитор. Он сделал гитару подлинно русской, вдохнув в ее струны неизъяснимое очарование, глубокую задушев­ность народных песен. Живо описывают совре­менники небольшой домик с мезонином на окраине Москвы, дворик, собиравшихся с улицы слушателей. У раскрытого окна для них играл Высотский. Звонкие струны под его трепетными пальцами пели, словно сливаясь с душой музы­канта, тоскуя, радуясь, мечтая. Вдохновенные импровизации следовали одна за другой. И частый гость Высотского — студент Лермонтов, потрясенный волшебной игрой, слагал строки посвящения гитаристу:

Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я.
Забываю небо, вечность, землю,
Самого себя...

   Неторопливо знакомит меня с редкими фотографиями, книгами, нотными сборниками Владимир Станиславович Сазонов. Он рассказы­вает о блестящей плеяде гитаристов того времени — Аксенове, Моркове, Александрове, о том, как любили гитару Глинка, Варламов, Гурилев и другие русские композиторы, как органически вошла она в пьесы Островского, Горького, Чехова...
   Владимир Станиславович бережно снимает со стены гитару — тоже уникальный экзем-

 

пляр, созданный более ста лет назад мастером И. Краснощековым.
   — Как видите, удалось разыскать, реставри­ровать, — улыбается Сазонов, пробуя гитару.
   Серебряной россыпью звуков заполнилась комната. Шопен... Чайковский... Народная пес­ня... Старинный вальс...
   Теперь уж ни о чем не надо было спрашивать, а только слушать и слушать пре­красную игру музыканта, словно продолжение рассказа о чудесном инструменте, о богатстве народной фантазии, об удивительной русской талантли­вости.
   Вот уже более тридцати лет звучит гитара в руках Владимира Станиславовича. В годы войны он пронес ее по фронтовым дорогам. Бойцы во время коротких стоянок приходили к шоферу Сазонову и просили: «Сыграй нам!». И было ни с чем не сравнимой радостью скрасить людям эти короткие часы передышки. После войны — учеба в Институте имени Гнесиных. Упорно овладевал бывший шофер теорией музыки.
   Так пройден большой путь к мастерству, освещенный примером первых блистательных русских гитаристов. От Сихры, Высотского, как эстафету, передающуюся из поколения в поколение, воспринял Сазонов их благородный стиль игры, блестящую технику, любовь к народ­ному творчеству.
   Участие в концертах, выступления по радио, помощь самодеятельным музыкантам... В много­сторонней своей деятельности Сазонов стремит­ся снять вульганизаторский налет с гитары, активно выступает против дешевенького брен­ча­ния пошлых мотивов. И вот уже появляются первые его переложения для гитары классичес­ких музыкальных произведений. Выходит сборник «Пьесы для семиструнной гитары», в который включаются «Осенняя песнь» Чайковского, «Ноктюрн» Глинки, Вальс Шопена и другие произведения. В переложении Владимира Стани­славовича печатаются выпуски «Библиотеки гитариста» — «Песни и романсы русских композиторов», «Старинные вальсы». Он же составляет «Альбом популярных пьес» для семи­струнной гитары с песнями Дунаевского, Соловьева-Седого, Милютина, ариями из оперетт, музыкой народных танцев. Интересен его сборник «Музыкальные вечера» с романсами Булахова, Варламова, Верстовского.
   Очень много сделано Владимиром Станисла­вовичем в помощь самодеятельным гитаристам. В библиотечке «Художественная самодеятель-

     
1 2
Рейтинг@Mail.ru