ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 1 (7) / 2013

№ 1 (7) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 1 (7) • С. 39

   

«НАРОДНИК», 2000, № 3, с. 13-14

ПРЕДАННЫЙ СЛУЖИТЕЛЬ КУЛЬТА ГИТАРЫ

   Иногда у человека как бы изначально вычерчивается четкий кармический профиль. Он не «гуляет» в поисках своей сути в лунатическом сомнамбулизме. Он не трогает и не ласкает впотьмах притягательную «плоть» соблазна. Он не заточает себя в пыточную камеру сомнений. Он даже не выбирает направлений, ибо у него всего одна направленность - действующий вектор судьбы.
   Есть великие созидатели, где интуитивность и осознанность сливаются в гениальные откровения, в которых прозреваются судьбы всего человеческого рода, есть творцы, замкнутые не на родовой, а на видовой предметности. В сущности, они так же редки, как и первые. Но есть творцы, принимающие и хранящие откровения первых. Они не обладают редкостным даром, но имеют достаточно редкий. Первые - созидатели мыслительных образов, родового имени всечеловеческого Храма; вторые - алтаря, где сжигается человеческая жизнь во славу Божью; а третьи принимают схиму послушания для безропотного служения. Пусть не в храме, хотя бы в часовенке, но с предельной самоотдачей.
   Мы не будем здесь говорить о первых, их род - Музыка Сфер, и они при Роде, они улавливают космические импульсы, чтобы претворять их в световое начало. Не будем долго судачить и о творцах видовых откровений - они, как правило, и гармоничны, и трагичны одновременно, ибо не могут прорвать облачный слой человеческого бытия, в котором клубятся и земное, и небесное. А схимники прочно удерживают нить судьбы, следуя ее зигзагам и поворотам.
   История гитары пока не знала творцов вселенского рода, однако, высокие душевные проявления воплощались в формах и принципах, присущих только этому музыкальному инструменту, и та же мысль или образ, положенные на другой инструмент, нередко шокируют своей вроде бы откровенной нелогичностью. Но у гитарных откровений есть своя логика, логика, продиктованная спецификой инструмента и тем вторым планом, который не может быть фиксирован нотографикой. Вот этот второй план и определяет достоинства и недостатки гитарного исполнительства, то есть умения прочесть ненаписанное.
   Мы не будем касаться гитары шестиструнной, ей в меньшей мере присущ этот второй план, хотя и он достаточно очевиден. На семиструнной - это область тайн, которой владели такие великие мастера импровизаций, как Михаил Высотский и Сергей Орехов. Первый так и остался неразгаданной загадкой, и попытка втиснуть его в исполнительские схемы карается подчас казусной ситуацией. Русско-цыганистый Орехов при всей видимой доступности и популярности все более как бы отстраняется, оставляя только игрища теней вместо полнокровных образов.
   И вот здесь-то и ценен каждый свидетельствующий о находках большого мастера, своим свидетельством подтверждая очевидную правоту истинного таланта, какой бы парадоксальной она не казалась.
   Вот таким свидетельствующим служителем гитары представляется Борис Ким - блестящий виртуоз-исполнитель на русской семиструнной гитаре. Он воспринял ореховскую уникальную школу как нечто органичное для себя. Если бы Сергей Орехов не был виртуозом в самом высоком смысле этого слова, то более достойного воплотителя своих замыслов трудно было бы и представить. Действительно, когда сам творец и носитель своего творчества не находит продолжения вовне, то есть, не эманирует, оставаясь как бы самодостаточным, то подобные изыски кажутся подозрительно виртуальными, хотя виною тому может быть обычная временная невостребованность и по причинам, вовсе не относящимся к творческому процессу.
   Борис Ким изучил, наверное, каждую фразу и каждый набросок ореховского наследия, постигая затаенный смысл поисков великого творца гитарных импровизаций. Одним из высших достижений такого рода открытий - это исполненный им с Оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения под руководством В. Федосеева обработанный Ореховым романс «Тихо, все тихо». Подобные мини-концерты для семиструнной гитары с оркестром не звучали на российской сцене с начала XIX столетия, когда произведения Сихры и Высотского исполнялись в оркестровке Алябьева или Радивилова.
   Кстати, и Борис Ким великолепно озвучивал обработки-фантазии М. Высотского; особенная удача в этом роде - Вариации на тему украинской песни «Ехал козак за Дунай», где каждая вариация в исполнении музыканта будто роскошные вышивки бисером - жемчугом северных рек, столь популярным когда-то на Руси.
   А видение жизни вне гитары вроде бы и не существовало, только напоминало о себе скудным детством, охваченным и захваченным войной, - той классической бедностью, что досталась в удел предвоенному и военному поколениям, с существованием впроголодь и пещерным проживанием в подвалах и полуподвалах. Затем работа, где придется и где получится, и гитара... гитара - все свободное время. Это когда сам себе и учитель, и ученик одновременно И не одно поколение талантливых гитаристов взросло на скудной почве музыкальных задворок. Но было в этом и великое достоинство - добытые знания становились как бы собственной плотью, а еще - постоянные общения с подобными, жаждущими знаний и откровений, создавали некоего коллективного Учителя, который ныне вынес гитару на поверхность музыкальной культуры. Правда, музыкальное «самолечение» не редкость: с конца XVIII и до конца XIX столетия известные гитаристы Европы и России обязаны посвящением в гитарные таинства в обшем-то самим себе. Да и в наше образованное время такое не редкость. К примеру: два, может, самых громких имени - Андрес Сеговия и Сергей Орехов - в их числе.
   Но вот культовое служение гитаре принесло свои первые плоды: Борис Ким внедрился в театр «Ромэн». Это еще пока невесть что, но уже профессиональная работа, шаг к пониманию природы инструмента; далее уж и совсем везение, но по праву заслуженное: Владимир Федосеев приглашает работать в свой оркестр, да еще подвигает на сольные роли. Вот тут-то настоящая школа для гитариста, Школа с большой буквы. Нет смысла говорить о концертных выступлениях, о гастролях по всему миру - все было, ведь Борис Андреевич работал с Федосеевым около двадцати лет.
   И уже другой известный дирижер, Николай Некрасов, так характеризует работу Бориса Кима: «Добросовестный, дисциплинированный, в совершенстве владеющий своим инструментом (гитарой) музыкант, Борис Андреевич Ким, наряду с работой в оркестре, часто принимал участие в радио- и телепередачах как солист-гитарист. Аккомпанировал в концертах лучшим певцам Советского Союза - Е. Образцовой, Е. Нестеренко, А. Днишеву и многим другим. Записал в золотой фонд Всесоюзного радио виртуозные произведения для гитары».
   А ныне он трудится в ДМШ № 67 преподавателем по классу гитары, передает свой огромный опыт исполнительства детям, но гитару из рук не выпускает, играет и сольные программы, и ансамблевую музыку, и так же, как и раньше, аккомпанирует певцам, а может еще и лучше. Творческих успехов, Борис Андреевич!

А. Ширялин
 

 
Рейтинг@Mail.ru