ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 3 (9) / 2013

№ 3 (9) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 3 (9) • С. 3 (43)

     

   Еще одним известным эпизодом, должным по мнению ряда исследователей подтверждать дружбу двух музыкантов, является их присутствие в 1813 году на обеде у австрийского пианиста (ученика Моцарта и Сальери) и композитор Иоганна Непомука Гуммеля (1778-1837) по поводу его женитьбы 16 мая на оперной певице Элизабет Рёккель (Elisabeth Röckel, 1793-1883), сестре друга Бетховена певца Йозефа Августа Рёккеля (1783-1870), на котором присутствовали лишь молодые супруги и Джулиани с Бетховеном. Не исключено, что дабы придать большей убедительности этой истории, кое-кто примыслил, что Гуммель, его жена и Бетховен отправились обедать к общему другу — Мауро Джулиани, тогда как, скорее всего, в тот день Джулиани был таким же гостем в доме Гуммеля, как и Бетховен. Но даже если обед и действительно проходил у Джулиани, это не сильно меняет дела. Оба были добрыми друзьями Гуммеля (хотя в отношениях Бетховена и Гуммеля случались и сложные моменты), но, как я уже сказал, из этого вовсе не следует, что и их самих связывала личная дружба, ну, только разве что по пословице: «твой друг — мой друг»… В целом же, в биографиях и Бетховена, и Гуммеля об этом обеде больше упоминают в связи со слухами, что якобы Бетховен тоже был «не равнодушен» к Элизабет9, но та предпочла Гуммеля, хотя сама фрау Гуммель в разговоре с Людвигом Нолем называла это досужими домыслами и утверждала, что ее с Бетховеном связывали хотя и теплые, но чисто дружеские отношения, и не находила ничего предосудительного во внимании и расположении к себе последнего: «С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спастись, так как он, из чистого ко мне расположения, всё время щипал меня за руки».
   По утверждению Т. Гека, впервые эту историю, через несколько лет после описываемого события, поведал Людвиг Ноль (правда, мне в книге «Жизнь Бетховена» Л. Ноля – английский перевод, Чикаго, 1881 г. – упоминания о ней обнаружить не удалось, возможно, речь идет о другой его работе), затем она была повторена в биографии Гуммеля (1934) Карлом Беневским (Benyovszky Karl, J. N. Hummel: der Mensch und Künstler, Bratislava, 1934); возможно, были и более ранние ее пересказы, мне неизвестные.
   Тот же эпизод описан в книге немецкого профессора, доктора медицины Антона Ноймайера «Музыканты и медицина» (Anton Neumayer, Music and Medicine: Hummel, Weber, Mendelssohn, Schumann, Brahms, Bruckner: notes on their lives, works, and medical histories. 1994, p. 32). Ноймайер (а у нас чаще всего ссылаются именно на него, поскольку книга в 2005 году была издана в России в русском переводе) и правда указывает, что молодожены в обществе Бетховена отмечали свое бракосочетание «в венском доме знаменитого итальянского гитариста виртуоза Мауро Джулиани»(«…following Hummel’s marriage with Elisabeth Rockel, Beethoven and the newly married couple celebrated the occasion together at the Vienna home of the famous Italian guitar virtuoso, Mauro Giuliani»). И все же, повторюсь, чаще (со ссылкой на рассказ жены Гуммеля Л. Нолю) говорится, что событие это отмечалось «с Джулиани», а не «у Джулиани». Например: «...a dinner she [Elisabeth] and her husbend shared with Beethoven and the guitarist Mauro Giuliani» (Kroll, Mark. Johann Nepomuk Hummel: A Musician’s Life and World. Lanham, MD: Scarecrow Press, 2007, p. 62); то же у Томаса Ф. Гека: «…she [Elisabeth] expressly recalled an incident from her married life when all three were dining together with the famous guitarist Giuliani» (Thomas F. Heck. Mauro Giuliani: virtuoso guitarist and composer. 1995. p. 55).
   Впрочем, для нас, вне зависимости от того, где и как все это происходило, в связи с темой нашего разговора больше важно другое: раз уж эта встреча упоминаема и в ней звучат рядом имена Бетховена и Джулиани, то неужели бы хоть один из биографов Бетховена не упомянул, говоря о ней, о его восторженном отзыве об игре Джулиани, если бы таковой существовал?.. Однако же, никто из них этого не сделал, как, впрочем, и ни разу не вспомнил о «дружбе» двух этих музыкантов. Так что, хочется нам того или нет, но уже здесь законно возникает вопрос: «да — был ли маленький оркестр?», — имея в виду, разумеется, именно высказывание Бетховена. Заметим еще, что в первой половине XIX века в периодической печати изредка появлялись довольно заметные статьи о несправедливости «презрения» к гитаре, где ссылка на авторитетное мнение Бетховена была бы очень сильна и уместна, однако же и в них нет ни слова о его высказывании. Не знали и оно «открылось» позднее?.. Но что же это за «открытие», если мы и по сей день о нем ничего не знаем, а яркая, якобы бетховенская, фраза так и остается возникшей из ниоткуда?
   Из-за потери слуха Бетховен с осени 1815 года общается с людьми только при помощи письма и вскоре начал пользоваться так называемыми «Разговорными тетрадями» (самая ранняя из них отно-


[9] Так, русский музыкальный критик и пианист В. Д. Корганов (1865-1934) в своем «биографическом этюде» о Бетховене утверждал: «Еще в 1806 году невеста Хуммеля была в числе венских красавиц, которыми увлекался герой наш, а в 1813 году, встретив ее у гитариста-виртуоза Джулиани, он вел с нею беседу не менее ласково и нежно, чем в былые времена, так же осыпал ее комплиментами, так же шутил и так же шутя гладил и щипал ее белые локти» (Корганов В., Бетховен (Биографический этюд.), Спб., 1909, с. 327; переизд. в серии «Гений в искусстве», М., «Алгоритм», 1997). Часто ссылаются также на редактора полного немецкого издания переписки Бетховена в 7 тт., зав. отделом музыкальных рукописей боннского Дома Бетховена доктора Зигхарда Бранденбурга (Ludwig van Beethoven: Briefwechsel Gesamtausgabe, Bd. 1-7, hrsg. von S. Brandenburg. München: G. Henle Verlag, 1996–1998), который пишет о напряженности в отношениях Гуммеля и Бетховена, поскольку последний имел намерение жениться на Элизабет. Говорит об этом, но исключительно как о бытовавших мнениях историков музыки, и Томас Ф. Гек (см.: Thomas F. Heck. Mauro Giuliani: virtuoso guitarist and composer. 1995, p. 55).

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru