ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 3 (9) / 2013

№ 3 (9) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 3 (9) • С. 4 (44)

     

сится к 1816 г.), в который записывались вопросы и ответы. До нас дошло около 400 таких тетрадей. В одной из них (апрель 1820 года) имеется, как сказано в книге «Бетховен в Вене», следующее «болестное восклицание одного из друзей Бетховена: Джулиани в Риме, Мошелес в Париже, а — Б—н в Йозефштадте10. Другой почерк: Вы в центре»11. Этот факт также нередко приводится в качестве аргумента близости Бетховена и Джулиани. Однако так ли это? Да, имя Джулиани было упомянуто в одном из разговоров, но это только лишний раз подтверждает то, в чем сомнений и так не возникает, а именно: (1) Джулиани был заметной фигурой в музыкальных кругах Вены, и (2) Бетховен знал Джулиани.
   Известно также об участии Джулиани в концертах 8 и 12 декабря 1812 года. Программа состояла из трех номеров: 1) «совсем новая симфония Бетховена» (Седьмая), 2) два марша Дуссека и Плейеля в исполнении механического трубача Мельцеля и 3) «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» Бетховена. Выделяют, как правило, именно участие Джулиани в премьерном исполнении 7-ой симфонии Бетховена, хотя, по отзывам современников, тогда на Седьмую симфонию никто не обратил внимания, а один критик даже назвал ее «сопровождающей пьесой» к «Битве», которую сам композитор считал «вздорным» произведением. К участию в концертах были привлечены крупнейшие музыканты Вены: Бетховен был главным дирижером; Сальери и Вейгль управляли оркестровыми группами на правой и левой галлереях (эти две группы изображали собою в батальной композиции французские и английские войска); Гуммель и молодой Мейербер воспроизводили пушечные выстрелы при помощи особых барабанов; в оркестре играли знаменитые музыканты — скрипач Щупанциг, виолончелист Ромберг, контрабасист Драгонетти, а так же Мауро Джулиани, но, конечно, не как гитарист. Инструмент не назывался, но предлагают, что он играл на виолончели, которой, говорят, владел так же хорошо, как и гитарой. В своем благодарственном письме, адресованном участникам концерта, Бетховен среди прочих исполнителей называет и Джулиани. Это письмо — «Beethoven Letter Of Thanks», № 116 — опубликовано в книге «Письма Бетховена (1790-1826). Из коллекции д-ра Людвига Ноля» (Beethoven’s Letters. (1790-1826.) From the Collection of Dr. Ludwig Nohl. New York, Hurd & Houghton, 1868. Pp. 132-134). В нем, написанном Бетховеным вскоре после концертов для популярной венской газеты Wiener Zeitung, но оставшемся неопублико­ванным12, говорится:

Благодарность.

Считаю своею обязанностью выразить благодарность всем почтенным участникам концертов 8-го и 12-го декабря, данных в пользу раненых при Ханау императорских австрийских и королевских баварских воинов, за усердие, обнаруженное со столь благою целью. Это было редкое собрание отличных виртуозов, в котором каждый в отдельности, воодушевленный мыслью помочь сколько-нибудь своим искусством отечеству, занял какое-либо место, хотя бы даже второстепенное, и способствовал превосходному исполнению. В то время, как г. Шупанциг находился во главе первых скрипок, увлекая своей пламенной, выразительной игрой весь оркестр, г. обер-капельмейстер Сальери не отказался отбивать такт барабанам и пушкам. Гг. Шпор и Майзедер, из коих каждый по своему искусству достоин быть руководителем концерта, помогали, сидя на втором и третьем местах. Гг. Сибони и Джулиани занимали тоже подчиненные места. Мне пришлось дирижировать только потому, что исполнялось мое произведение. Будь это музыка другого, я так же охотно, как и г. Гуммель, стал бы у большого барабана, так как все мы исполнены были только чувством патриотизма и желанием послужить своими силами тем, кто стольким пожертвовал для нас. Глубочайшей благодарности заслуживает, между прочим, г. Мельцель: он первый подал мысль устройства этого концерта и на долю его выпала затем самая трудная часть всего, т. е. все необходимые приготовления, хлопоты и распоряжения. В особенности должен я поблагодарить его еще за то, что он этим концертом дал возможность произведению моему, написанному исключительно с этою благою целью и переданному мною ему, служить осуществлением давнишнего страстного моего желания: при нынешнем положении дел сложить на алтаре отечества выдающуюся свою работу. Вскорости, впрочем, будет отпечатан список всех лиц, принимавших участие в концерте и в чем заключалось это участие; тогда публика сама усмотрит, с какою благородною самоотверженностью целая масса величайших артистов содействовала достижению этой прекрасной цели.13


[10] Район Вены, где в 1820 году жил Бетховен.

[11] «Bezeichnend ist hierfür dieser kurze Schmerzensausruf eines Beethovenfreundes auf demselben Blatte:

Giuliani ist in Rom
Moscheles in Paris und —
B–n in der Josephsstadt.
Andere Schrift: Sie in der Mitte»
   (Konversationsheft XI April 1820)

Цит. по: Beethoven und seine Zeitgenossen: Beiträge zur Geschichte des Künstlers und Menschen. 4 Bd.: Beethoven und Wien [von Dr. Alf. Chr. Kalischer]. Berlin : Schuster & Loeffler, o. J. [um 1910]. S. 50.

[12] Бетховен намеревался выразить благодарность участникам концертов и, в особенности, их инициатору и организатору Мельцелю (бывшему к тому же еще и автором плана «Победы Веллингтона»), печатно, но ссора с последним помешала осуществлению этого намерения, и публикация осталась в бумагах композитора, откуда была впоследствии извлечена немецким музыкантом, биографом Бетховена Антоном Шиндлером (1790-1864).
  Мельцель, Иоган Непомук (Malzel, Johann Nepomuk, 1772– 1838) — известный немецкий механик-изобретатель, с 1808 – придворный механик. Начинал в Вене учителем музыки. Прославился изобретением различных механических музыкальных инструментов, в числе которых механический орган, т. н. «пангармо­никон» и трубач-автомат. В 1816 году запатентовал метроном. Известен также изобретением слуховых трубок, которыми пользовался и Бетховен.

[13] «Letter of Thanks.
I Esteem it my duty to express my gratitude for the great zeal shown by all those artists who so kindly cooperated on the 8th and 12th December [1813] in the concerts given for the benefit of the Austrian and Bavarian soldiers wounded at the battle of Hanau. It was a rare combination of eminent artists, where all were inspired by the wish to be of use to their father-land, and to contribute by the exercise of their talents to the fulfilment of the undertaking, while, regardless of all precedence, they gladly accepted subordinate places. While an artist like Herr Schuppanzigh was at the head of the first violins, and by his fiery and expressive mode of conducting kindled the zeal of the whole orchestra, Herr Kapellmeister Salieri did not scruple to give the time to the drums and cannonades ; Herr Spohr and Herr Mayseder, each worthy from his talents to fill the highest post, played in the second and third rank. Herr Siboni and Herr Giuliani also filled subordinate places. The conducting of the whole was only assigned to me from the music being my own composition; had it been that of any one else, I would willingly, like Herr Hummel, have taken my place at the big drum, as the only feeling that pervaded all our hearts was true love for our father-land, and the wish cheerfully to devote our powers to those who had sacrificed so much for us. Particular thanks are due to Herr Maelzel, inasmuch as he first suggested the idea of this concert, and the most troublesome part of the enterprise, the requisite arrangements, management, and regulations, devolved on him. I more especially thank him for giving me an opportunity by this concert of fulfilling a wish I have long cherished, to compose for such a benevolent object (exclusive of the works already made over to him) a comprehensive work more adapted to the present times, to be laid on the altar of my father-land. As a notice is to be published of all those who assisted on this occasion, the public will be enabled to judge of the noble self-denial exercised by a mass of the greatest artists, working together with the same benevolent object in view».

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru