Берлиоз
Сочинение, в котором логично было бы увидеть определение Берлиозом гитары как маленького оркестра, если он таковое делал, является, конечно
же, его трактат об инструментовке, где гитаре посвящена отдельная глава. Кстати говоря, авторы многих публикаций, не утруждая себя сверкой с
текстом оригинала, так и поступают: указывают в качестве источника знаменитый трактат. Подобных примеров превеликое множество и перечислять
их не имеет никакого смысла. Однако, всего досаднее, когда непроверенные и недостоверные утверждения попадают в научные работы, в которых такие
вещи недопустимы по определению.17
Но Трактат Берлиоза — сочинение слишком широко известное, многократно переиздававшееся на многих языках, в том числе и на русском, для того
чтобы подлог мог долго оставаться незамеченным. Когда же версия с ним, наконец, не раз и не два была признана несостоятельной, возникли
предположения, что свои слова Берлиоз мог поместить в одной из статей, с которыми нередко выступал в музыкальной прессе. В начале 2000-х годов
появилась информация, что в диссертации (магистерской работе), защищенной в США в Университете Мэриленда Полом Джеральдом Даллменом
(Paul Jerald Dallman. Influence and Use of the Guitar in the Music of Hector Berlioz. Dissertation (M.Mus). — University of Maryland, 1972),
имеется ссылка на статью Берлиоза в «Журналь де деба» (Journal des Debats) от 8 июня 1855 года, где якобы и содержится искомая фраза.
Взявшийся проверить эту информацию М. Офи установил, что, во-первых, П. Даллмен в действительности сам указанной статьи не видел, а лишь
ссылается на книгу Жака Барзуна (Jacques Barzun), в которой имеется цитата из нее.18
Во-вторых, получив доступ уже к самой книге Барзуна, он выяснил, что и тот не располагал оригиналом статьи Берлиоза, а лишь фрагментом ее
перевода на немецкий язык, сделанного австрийским гитаристом доктором Йозефом Цутом (Zuth), в котором
нет фразы о гитаре, как маленьком
оркестре (имеется в виду статья Й. Цута «Гитара Берлиоза» (Die Gitarre des Berlioz) в
Zeitschrift für die Gitarre от 1 апреля 1922 г., № 4, с.
8-11). Сам оригинал статьи Берлиоза в Journal des Debats, сегодня доступен в интернете на сайте
www.hberlioz.com, однако я не обнаружил в
ней ничего не только хотя бы отдаленно похожего на сравнение гитары с оркестром, но и вообще примечательного для ее характеристики как
музыкального инструмента, хотя там и имеется несколько абзацев, в которых Берлиоз не без юмора описывает свою «тягостную» работу в 1829
году преподавателем гитары в пансионате для юных дам — «Как я преподавал гитару» (Ma facon d’enseigner la guitare). С большой долей вероятности
можно предположить, что подобного выражения нет и в других статьях Берлиоза, поскольку уж слишком ярким и заметным оно является, чтобы
остаться с тех пор ни разу никем не процитированным буквально с указанием источника (признаюсь, я не силен во французском, а потому
желающие могут попробовать самостоятельно проверить это предположение на указанном выше сайте, где имеются описания статьей Берлиоза для
Journal
des Debats с 1834 по 1863 г., из которых все статьи с 1849 по 1863 доступны для чтения онлайн).
Таким образом, сообщение об обнаружении источника фразы у Берлиоза вновь оказалось неправдой. В связи с этим М. Офи весьма резко отозвался об
авторе диссертации, позволившем себе «умышленное искажение информации» (una falsificacion deliberada), что было охарактеризовано им как
«гнусное преступление перед историей музыки» (un crimen mas atroz por parte de un historiador de musica). Это, конечно же, эмоциональное и
несправедливое обвинение, поскольку автор вполне добросовестно указал ссылку на источник, которым он пользовался, и в этом источнике
действительно имеется фраза, им процитированная. Таким образом, если уж кому-то и стоит предъявлять претензии, то не Даллмену, а Жаку Барзуну.
Итак, подтверждением того, что Берлиоз где-либо говорит о гитаре как о маленьком оркестре или оркестре в миниатюре, мы, как и в случае с
Бетховеном, также не располагаем.
Что касается «Большого трактата о современной инструментовке и оркестровке» Г. Берлиоза (соч. 10; 1-е изд. 1843, 2-е изд., пересм. и
доп., 1856, Париж; ниже цитируется по русскому переизданию – М., Изд. Музыка, 1972), то в главе «Гитара» (она содержится в 1-ой части), автор
писал следующее:
«Этот инструмент, пригодный для аккомпанемента голосу и для участия в некоторых негромких инструментальных сочинениях, а также и для
самостоятельного исполнения более или менее сложных многоголосых пьес, истинная прелесть которых обнаруживается, когда их играют настоящие виртуозы.
<...>
Почти невозможно хорошо писать для гитары, не играя на ней самому. Однако в большинстве своем композиторы, применяющие ее, далеки от знания
инструмента, поэтому они пишут для исполнения на ней непомерные трудности, не звучащие и лишенные эффекта.
|
[17] В диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Н. Н. Дмитриевой «Профессиональная подготовка
учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары» (М., 2004) читаем: «В трактате по инструментовке Г. Берлиоза
говорится о гитаре, как о «маленьком оркестре», как о полифоническом инструменте, на котором возможно исполнение сложных многоголосых
произведений» (с. 21). Каким образом, безусловно, очень достойный и уважаемый гитарный педагог обнаружила в трактате Берлиоза то, чего в нем
нет, остается загадкой.
[18] В диссертации Даллмена буквально написано следующее:
«Здесь уместно отметить, что Берлиоз сравнивал гитару с миниатюрным оркестром <далее следует сноска 28> («...It is appropriate to note that
Berlioz compared the guitar to a miniature orchestra. (28)...»)
В сноске 28 указан источник:
Барзун Ж. Берлиоз и век романтизма. Т. 1, стр. 35, прим. (Barzun, Berlioz and the Romantic Century, I, 35 n.)
В самой же книге Барзуна на этой странице в примечании приведена фраза, которую мы уже цитировали выше, но повторим, а именно: «Инструментом,
которым мастерски владел Берлиоз, и который он справедливо сравнивал с миниатюрным оркестром, была классическая гитара…». Полностью все
примечание выглядит следующим образом:
«The instrument that Berlioz mastered, and that he rightly compared to a
miniature orchestra, was the classic guitar, equipped with three gut and
three silver-wound strings. It is played with the thumb and the first
three fingers, not with a plectrum. It does not give the metallic
percussive sound of the com -monplace guitar, from which it differs in
other structural respects, and is in fact a virtuoso instrument which,
in Berlioz’ day, still rivaled the piano as a means of serious musical
study. Weber was another guitarist-composer, and Berlioz’ contemporary —
later his friend — Paganini at one time thought of giving up the violin
in favor of a concert career as guitarist. In our day, Segovia and oth
-ers have revived the art, and the Spanish school has restored the
instrument to its role as a guide to harmony. (See 539 and 827).»
Указанные автором в скобках ссылки отсылают к библиографическому списку, размещенному в конце второго тома, где под названными им номерами
значатся две статьи из австрийского журнала Zeitschrift fur die Gitarre, а именно:
(539) Josef Zuth, “Die Gitarre des Berlioz,” Zeitschrift für die Gitarre (April 1, 1922): SS. 8-11.
(827) Victor Kolon, “Die Pariser Gitarre von Paganini-Berlioz”, Zeitschrift für die Gitarre (April 15, 1926): SS. 50-53. |