ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Ж-л "История гитары в лицах" № 3 (9) / 2013

№ 3 (9) / 2013

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2013 • № 3 (9) • С. 8 (48)

     

   <...>
   Так как гитара является инструментом преимущественно гармоническим, очень важно знать аккорды, а следовательно и арпеджии, которые ей доступны...
   <...>
   Нельзя — я повторю это — не играя самому, писать для гитары насыщенные пассажами многоголосые пьесы, в которых были бы пущены в ход все ресурсы инструмента. Чтобы составить себе представление о том, чего могут достигнуть в этой области виртуозы, нужно изучать произведения знаменитых гитаристов, таких как Цани де Ферранти, Уэрта, Сор и другие.
С тех пор, как во все дома, где хоть сколько-нибудь интересуются музыкой, проникло фортепиано, гитарой везде, кроме Испании и Италии, стали пользоваться очень редко. Некоторые виртуозы культивировали ее и культивируют до сих пор как сольный инструмент, извлекая из нее восхитительные и оригинальные эффекты. Композиторы же почти не пользуются ею ни в церкви, ни в театре, ни на концертной эстраде. Причиной этому несомненно является ее слабое звучание, которое не позволяет сочетать ее ни с другими инструментами, ни со многими голосами, обладающими достаточной силой звука. И все же гитара с ее меланхоличным, задумчивым звучанием чаще могла бы найти себе достойное место. Прелесть ее несомненна, и, конечно, есть полная возможность писать так, чтобы она была заметна. В противоположность большинству других инструментов, гитара в массовом звучании проигрывает. Звук двенадцати гитар, играющих в унисон, чуть ли не смешон» (стр. 187, 195).


   О гитаре, как о маленьком оркестре, как видим, Берлиоз здесь не говорит (в опущенных мною фрагментах, поверьте, эта фраза тоже отсутствует), но вот в одной из последующих частей, посвященной фортепиано, есть такие слова:

   «Фортепиано, при той степени совершенства, до которой оно доведено теперь нашими искусными мастерами, может рассматриваться под двойным углом зрения: как оркестровый инструмент или же само по себе, как небольшой полный оркестр. <...>
   Если рассматривать фортепиано как самостоятельный маленький оркестр, то оно должно иметь свою собственную инструментовку. И оно конечно имеет ее — искусство это составляет часть искусства пианиста...» (стр. 200). (Выделено нами — В. Т. ).

   Как уже было сказано, источник приписывания высказывания Берлиозу (как и Бетховену), по моему предположению, тоже надо искать в ХХ веке. Но поскольку опыт с Бетховеном показал, что мне вряд ли это удастся, замечу лишь, что судя по письму читателя в приложение к Time (см. выше), оно уже в 1934 году имело хождение как «берлиозовское». Дополнительно позволю себе привести еще два встретившихся мне примера из более поздних, но тоже уже достаточно далеких, 1950-х годов (их авторы, по-видимому, не являлись подписчиками журнала Time, и были не в курсе его завидной уверенности, что «не Берлиоз, а Бетховен сказал…», а потому и продолжали «цитировать» Берлиоза!).
   Первое из этих упоминаний я обнаружил в книге Стоддарда Хоупа «От них исходит музыка: инструменты группы и оркестра»: «Неудивительно, что Гектор Берлиоз назвал ее [гитару] оркестром в миниатюре! [...] В наши дни, Андрес Сеговия показывает, что по своим техническим и звуковым возможностям она не уступает любому музыкальному инструменту в оркестре»19. Второе (практически дословно, лишь в несколько отредактированном виде, повторяющее предыдущее) появилось всего спустя несколько лет в публикации американского журнала «Инструменталист» (статья «Гитара — от крестоносцев до эстрадных певцов» / The Guitar — from Crusades to Crooners): «‘Оркестр в миниатюре’ — таким был восхищенный отзыв французского композитора Гектора Берлиоза. А современный виртуоз Андрес Сеговия доказывает, что гитара не уступает по своему уровню любому музыкальному инструменту оркестра»20. Конечно, это уже продолжение истории, которая вряд ли началась и в 1934-ом году, но ничего более раннего мне не попадалось.
   Из наиболее известных гитарных историков прошлого, Берлиоза автором сравнения гитары с оркестром называл английский музыкант Альберт Перси Шарп (1906-1968), издатель и редактор ежемесячного журнала «B. M. G.» и автор книги «История испанской гитары» (1-е изд. 1954). В последней он, в частности, писал: «Гектор Берлиоз мастерски владел гитарой, о которой отзывался как о «миниатюрном оркестре». Это был единственный инструмент, на котором он играл по-настоящему искусно21, и единственный музыкальный инструмент, сопровождавший его во всех путешествиях»22.

   Без автора

   Началом «триумфального шествия» по миру фразы «гитара это оркестр в миниатюре» (даже если она и прозвучала до этого где-то чуть раньше), безусловно, стал 1832 год, когда практически одновременно всеми европейскими странами разошлась статья «Звуки естественные и отношение их к музыке». Она была напечатана, наверно, во всех главных музыкальных (и не только музыкальных) журналах Европы: на английском, немецком, французском, испанском и других языках. С небольшим опозданием, в следующем, 1833 году, она пришла и в Россию и была опубликована в двух книжках 5-го номера журнала «Телескоп» (часть XIV) со ссылкой на английский журнал Monthly Magazine. Примечательна она для гитаристов тем, что в этой статье уделено очень достойное место гитаре. Вы убедитесь в этом сами по тому фрагменту, который мы приведем ниже. Однако, прежде, чем это сделать, вернемся к нашей «крылатой фразе». Именно в этой статье страницы, с которых начинается разговор о возможностях и особенностях гитары,


[19] «No wonder Hector Berlioz called it an orchestra in miniature! [...] In the present day, Andres Segovia has shown it to be on a par in tonal and technical resources with any music instrument in the orchestra» (Stoddard, Hope. From these comes music: instruments of the band and orchestra. New York: Thomas Y. Crowell Co., 1952, p. 52).

[20] «An orchestra in miniature» was the admiring comment of French composer Hector Berlioz. And contemporary virtuoso Andres Segovia has proved the guitar to be on a par with any music instrument in the orchestra» (The Instrumentalist. Ed. by Traugott Rohner, 1959).

[21] Это утверждение, заимствованное Шарпом у Филипа Дж. Боуна («Гитара и мандолина»), не вполне справедливо, поскольку не хуже, а может быть и более профессионально, Берлиоз владел флейтой, и кроме того превосходно играл на барабанах.

[22] «Hector Berlioz was a master of the guitar, referring to it as a «miniature orchestra». It was the only instrument on which he was really proficient, and the only musical instrument to accompany him on all his travels» (Sharpe, Albert P. The Story of the Spanish Guitar. Clifford Essex Music Co.: London, 1968; 3rd ed., p. 11).

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru