ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ФЕДОР
ТИМОФЕЕВИЧ
СТЕЛЛОВСКИЙ

издатель-коммерсант,
торговец нотами и книгами

С.-Петребург, Россия

 

 

  ИЗДАТЕЛИ

     

СТЕЛЛОВСКИЙ, Федор Тимофеевич, род. 1826, Москва – ум. 15 (27) апреля 1875, Петербург, — российский издатель музыкальных и литературных произведений, торговец нотами и книгами, типограф. Купец 2-й гильдии. Жил в С.-Петербурге по адресу - Большая Садовая, дом. № 49, кв. 36 (дом Куканова), в этом же доме размещалась и типография Стелловского. Окончил Лазаревский институт восточных языков в Москве. В 1847 году приобрёл нотное издательство и музыкальный магазин И. К. Пеца в Санкт-Петербурге и начал собственное издательское дело. В 1840-50-х гг. приобрёл также издательства П. И. Гурскалина*, В. Д. Деноткина, Л. А. Снегирёва и стал одним из крупнейших нотоиздателей дореволюционной России. Энергичный и инициативный предприниматель, Ф. Т. Стелловский значительно расширил рамки работы русских музыкальных издательств, способ­ствовал пропаганде русской музыки. Впервые напечатал партитуры лучших русских опер того времени («Жизнь за царя (Иван Сусанин)» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Дар­гомыжского, «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского, «Рогнеда» А. Н. Серова и др.), издал мно­жество романсов и песен русских композиторов (собрания романсов А. Е. Варламова в 12 тетрадях, отдельные сочинения И. Е. Хандошкина, К. А. Кавоса и др.) и популярные произведения зарубежных композиторов (В. А. Моцарта, Дж. Верди, К. Вебера и др.).

Заметка в газете "Северная пчела" (1851, № 261, 22 ноября)

Заметка в газете "Северная пчела" (1851, № 261, 22 ноября)
с одним из первых отзывов о деятельности Стелловского

В 1852 году издавал «Музыкальный альбом» (приложение к журналу «Пантеон»). Много продавалось у Стелловского и сочинений для гитары.  Помимо изданного им самим, к Стелловскому перешли от прежних издателей права на сочинения А. О. Сихры (в том числе и часть ранее не издававшихся пьес в рукописях)**, М. Т. Высотского, В. И. Моркова, В. С. Саренко и др. В 1864 году он дважды печатал "Историю семиструнной гитары" М. А. Стаховича (сначала в принадлежавшем ему журнале "Якорь", а затем и отдельным изданием), правда, с серьезными искажениями текста оригинала (подробнее об этом см. в журнале "История гитары в лицах", № 5-6, 2012).

В 1860-х гг., продолжая выпускать музыкальные произведения, преимущественно издавал сочинения современных русских беллетристов. Так, в 1861—1870 гг. — серию «Собрания сочинений русских авторов», в которой вышли первые собрания сочинений Л. Н. Толстого (ч. 1-2, 1864), А. Ф. Писемского (т. 1-4, 1861—1867), Ф. М. Достоевского (т. 1-4, 1865—1870), В. В. Крестовского (т. 1-2, 1862-67), М. В. Авдеева (т. 1-2, 1868-70) и др. Множество произведений русских писателей выпустил отдельными изданиями. Стелловский был также издателем периодики: «Музыкального и театрального вестника» (1858–1860), газеты «Русский мир» (1860–1862) и еженедельника «Якорь» с юмористическим листом «Оса» (1863–1865; с марта 1863 по январь 1864 года «Якорь» редактировался Ап. Григорьевым).

В конце жизни страдал умственным расстройством и умер в психиатрической лечебнице. После смерти Стелловского издательство перешло к его вдове, а затем и к его сестре — Голубевой. Фактическим руководителем издательскими делами фирмы Стелловского был его управляющий Ф. А. Гаке. В 1882 году он умер и в 1886 году фирма перешла к К. А. Гутхейлю.


* Гурскалин Петр Иванович (ум. 1850) — владелец магазина и музыкально-издательской фирмы "Одеон" (A l'Odéon), основанной им в Санкт-Петербурге конце 1830-х годов. В 1839 г. издал "Собрание музыкальных пьес, составленное М. Глинкою" (СПб., 1839. Изд. муз. маг. "Одеон" П. Гурскалина. Лит. Давиньона; 2-е издание 1840 г.), в которое по сообщению в газете "Северная пчела" (1838, № 282, 12 дек.) Глинка включил более 30 пьес "принадлежащих исключительно русским или постоянно проживающим в России композиторам" (А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, А. С. Даргомыжского, М. Л. Яковлева, В. Ф. Одоевского, А. Ф. Львова и др., а также более десяти собственных сочинений). В начале сороковых годов Гурскалкин приобрел у фирмы Снегирев и К° изданные последней романсы Глинки и продолжал издавать его сочинения (отдельные №№ из "Жизни за Царя" и "Руслана"). В 1854 уступил фирме Ф. Стелловского свои права на издание сочинений Глинки за 800 руб. (вместе с досками и экземплярами).

** У Ф. Стелловского на первом месте всегда стоял коммерческий интерес. В. Русанов со слов В. С. Саренко пересказывает  следующий горестный эпизод из последних лет жизни Сихры:
  «Однажды В. С. Саренко застал его [Сихру] крайне расстроенным.
  Из расспросов выяснилось, что А. О. Сихра только что вернулся от Стелловского, бывшего тогда издателем почти всех лучших гитарных сочинений.
  А. О. Сихра предложил ему приобрести у него дуэты, в которые входили, между прочим, почти полностью оперы Жизнь за царя и Руслан и Людмила.
  Над этими дуэтами А. О. Сихра долго и много работал, пользуясь советами и указаниями М. И. Глинки.
  Издатель бессердечно отказал ему в этом и, возвращая рукописи, заметил:
  — Это вы еще старое помните... Теперь не те времена... Было, да прошло-с...»

  Русанов В. А. Гитара и гитаристы. Вып. 2, стр. 40.
 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Рейтинг@Mail.ru