Ф. Т. Стелловский приобрел печальную известность также как человек, неоднократно судившийся с
другими издателями, сестрой Глинки Л. И. Шестаковой, с дирекцией императорских
театров и др. Пользовался дурной славой у многих русских писателей и
композиторов, сочинения которых нередко выпускал на весьма невыгодных для них
условиях, подстерегая их в тяжелые минуты жизни, когда они были согласны на
любые условия. Именно так Стелловский выпустил произведения А. Ф. Писемского, В.
В. Крестовского, Ф. М. Достоевского, а сочинения Глинки купил в 1861 всего за 25
руб. у его сестры Л. И. Шестаковой, с которой к тому же впоследствии вел долгий
судебный процесс по вопросу о выполнении договора. По этому поводу Достоевский
писал о Стелловском 19 марта (1 апр.) 1871 А. Н. Майкову: "Денег у него столько,
что он купит всю русскую литературу, если захочет. У того ли человека не быть
денег, который всего Глинку купил за 25 целковых" (Достоевский Ф. М. Полн. собр.
соч. Л., 1986. Т. 29, кн. 1.С. 190). В 1865 году кабальный договор со
Стелловским вынужден был заключить и сам Достоевский. В своем письме к Анне
Васильевне Корвин-Круковской (17 июня 1866, Москва) он писал: "...Прошлого года
я был в таких плохих денежных обстоятельствах, что принужден был продать право
издания всего прежде написанного мною, на один раз, одному спекулянту,
Стелловскому, довольно плохому человеку и ровно ничего не понимающему издателю.
Но в контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания
приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1-му
ноября 1866-го года (последний срок), то волен он, Стелловский, в продолжении
девяти лет издавать даром, и как вздумается, все что я ни напишу безо всякого
мне вознаграждения. Одним словом, эта статья контракта совершенно походила на те
статьи петербургских контрактов при найме квартир, где хозяин дома всегда
требует, что если у жильца в его доме произойдет пожар, то должен этот жилец
вознаградить все пожарные убытки и, если надо, выстроить дом заново"
(Достоевский Ф. М. [Cочинения]. Т. 28, кн. 2. Письма [1860-1868]. - стр.
159-160). "... Стелловский беспокоит меня до мучения, даже вижу во сне", – пишет
он вскоре в другом письме (А. П. Милюкову, 10-15 июля 1866. Люблино) (там
же, с. 166). Анна Григорьевна Сниткина, "стенографка", приглашенная Достоевским,
через три месяца ставшая женой
писателя, которой Достоевский всего за 26 дней надиктовал для Стелловского роман
«Игрок», о кредиторе своего мужа писала: «Стелловский был хитрый и ловкий эксплуататор
наших литераторов и музыкантов (Писемского, Крестовского, Глинки). Он умел подстерегать людей в тяжелые
минуты и ловить их в свои сети. Цена три тысячи за право издания была слишком
незначительна ввиду того успеха, который имели романы Достоевского. Самое же
тяжелое условие заключалось в обязательстве доставить новый роман к 1 ноября
1866 года. В случае недоставления к сроку Федор Михайлович платил бы большую
неустойку; если же не доставил бы роман и к 1 декабря того же года, то терял бы
права на свои сочинения, которые перешли бы навсегда в собственность
Стелловского. Разумеется, хищник на это и рассчитывал» (А. Г. Достоевская,
Воспоминания. М. 1971, с. 58). Уже после смерти Стелловского Достоевский в своих
рабочих заметках сделал запись: «Стелловский. Этот замечательный литературный
промышленник кончил тем, что сошел с ума и умер» (Достоевский, Ф. М. Полное
собрание сочинений в 30 томах. Т. 24. Дневник писателя за 1876 год
(ноябрь-декабрь). — Л.: Наука, 1982. — Стр. 237). Эта характеристика
— «литературный промышленник» — является, пожалуй, наиболее точным
определением сути отношения Стелловского к своей издательской деятельности.
Не менее резко в связи с характером "сотрудничества" Стелловского с Достоевским
отзывались об "эксплуататоре-издателе" (В. П. Буренин) и многие известные
литераторы. Имя г. Стелловского, писал поэт и литературный критик В. П.
Буренин (1841-1926), «должно покрыться вечным позором с появлением писем
Достоевского, излагающих эксплуататорские махинации этого "собственника"
сочинений разных авторов, питавшегося на их счет с усердием присосавшегося к
крови вампира» (Буренин В. П. Критические этюды. СПб.: тип. А. С. Суворина,
1888. – С. 166-167). Писатель и философ Д. С. Мережковский (1866-1941) в книге
«Жизнь и творчество Л. Толстого и Достоевского» (СПб., изд. М. В. Пирожкова,
1903; 3-е изд.) называет Стелловского "самым ожесточенным из кредиторов" писателя
и "откровенным негодяем" (стр. 144). Впрочем, современный российский писатель и
литературовед, исследователь творчества Ф. М. Достоевского, автор энциклопедии
«Достоевский», считает необходимым отдать должное и Стелловскому:
Вполне понятно, почему Достоевский весьма недобро и даже
злобно отзывался до конца дней своих о Стелловском, считал, что этот
издатель-спекулянт ограбил его, почему судился с ним как с заклятым врагом. Но
если быть беспристрастным и справедливым, то Фёдору Михайловичу, может быть,
стоило поминать Стелловского и добрым словом. Во-первых, Стелловский решился
издать и издал четырёхтомное собрание сочинений писателя, известность которого в
то время была далеко ещё не такой, какой стала она после «Преступления и
наказания», чем способствовал, без сомнения, росту его популярности.
Достоевскому не случайно не удалось найти иной выход из денежного тупика — кто
бы из тогдашних издателей, кроме Стелловского, рискнул заключить контракт с
относительно молодым ещё автором и выплатить ему деньги вперёд? Во-вторых, во
многом благодаря этому, казалось бы, кабальному контракту и появилось на свет
одно из самых цельных и безусловно талантливых произведений, приоткрывшее
читателям и исследователям внутренний мир Достоевского, — роман «Игрок».
В-третьих, именно благодаря деньгам «спекулянта» Стелловского писатель
расплатился с частью долгов и смог вырваться за границу, по сути — на последнее
горестно-сладостное свидание с А. П. Сусловой*. И, наконец, в-четвёртых и самых
главных: только благодаря Стелловскому, из-за него Фёдор Михайлович встретился с
Анной Григорьевной, с которой обрёл семейное счастье до конца жизни…
Наседкин Н. Н.
Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. —
(Русские писатели). — С. 731-732.
К сказанному Н. И. Наседкиным добавим,
что к заключению "кабального договора", Достоевского, строго говоря, вынудил не
Стелловский, а его собственные жизненные обстоятельства и критическая
потребность в деньгах. Что же касается романа "Игрок", написанного писателем
менее чем за месяц, то, отдавая должное гению Достоевского, нельзя все же
забывать и того, что по контракту, для выполнения этого обязательства перед
издателем, у него имелось куда больше времени — полтора года, а не месяц (договор
со Стелловским был подписан 1 июля 1865 года).
* Аполлинария Прокофьевна Суслова, в замужестве Розанова
(1839-1918), – возлюбленная Достоевского (с 1861 до окончательного разрыва в
1866), с которой он путешествовал за границей в 1863; прототип Полины в романе
«Игрок» и других его героинь. |