С 1930 по 1950 год П. С. Агафошин плодотворно преподавал игру
на шестиструнной гитаре в московском областном Музыкальном техникуме (позднее училище) им. Октябрьской
революции, а в 1931-1933 годах, когда в Московской консерватории открылся недолго
просуществовавший отдел игры на народных инструментах, он преподавал гитару в консерватории и ее рабфаке. Воспитал много известных гитаристов.
Среди его учеников – Е. М. Макеева, А. М. Иванов-Крамской, Д. С. Челноков, Е. М. Русанов,
В. И. Сидоров, В. Капкаев,
Ю. В. Воронцов, А.
В. Кабанихин, Г. И. Еманов, И. Кузнецов, Ю. Михеев, А. Лобиков и другие. В результате занятий Агафошина с
гитаристами различной степени подготовки им была создана Школа игры на
шестиструнной гитаре, выпущенная в 1934 году (М., Музгиз 1934; 2-е изд.
вышло в 1938 году в московском издательстве "Искусство"; впоследствии
неоднократно переиздавалась).
П. С. Агафошин. Школа для шестиструнной гитары. 2-е издание.
М. : Искусство. 1938
В предисловии Агафошин указывал, что издание её представлялось
насущной необходимостью, поскольку имевшиеся до того времени руководства по
игре на шестиструнной гитаре (Деккер-Шенка и Лебедева) были выпущены еще в
дореволюционное время; даже как самоучители они явно устарели. В настоящее
время, писал П. С. Агафошин, в Москве, Ленинграде и в ряде провинциальных
музыкальных техникумов введено преподавание игры на гитаре по выработанной
Наркомпросом четырехгодичной программе обучения, с учетом которой и
составлялась данная Школа. В качестве ее особенностей он указывал на
тщательность разработки и систематизацию гармонических средств игры,
художественную ценность помещенного в ней материала и использование всей
"клавиатуры" гитары для его исполнения, включая виртуозные приемы игры. В
задачу автора Школы входила увязка теоретической части с практической,
соединение тренировочного материала с художественным, а также развитие
коллективного чувства ансамблевой игры.
Составленный П. С. Агафошиным сборник избранных пьес для шестиструнной гитары
(М., 1930)
и Предисловие к нему автора
Школа Агафошина разделялась на четыре части, в которых с должной
последовательностью приобретения навыков игры на гитаре как полифоническом
инструменте осуществлялись поставленные цели. Школа Агафошина – солидный
методический труд, одно из лучших русских учебных руководств 30-х годов для
гитары. В то же время ее существенным недостатком была необычайная
громоздкость. Желание придать ей универсальность (от примитивных начальных
упражнений до сложной обработки Петром Агафошиным одной из фуг И. С. Баха) и
включение многочисленных ансамблевых переложений и аккомпанементов непомерно
увеличили ее объем, сделав ее не только Школой в обычном понимании, но и
репертуарным сборником, все же ограниченного содержания. Некоторые
сокращения, сделанные автором при втором издании Школы (1938), почти не изменили ее
материала, полностью сохранив ее первоначальное построение. В последующие годы
П. С. Агафошин составил и публиковал 10 сборников пьес классиков шестиструнной гитары и 6 альбомов собственных переложений и композиций (все это издано
"Музгизом" в
1930-50 годы).
За вклад в развитие культуры игры на гитаре, подготовку кадров
профессиональных гитаристов, исполнителей и педагогов был награжден орденом
"Знак почета" и двумя медалями.
ЛИТЕРАТУРА:
Вольман Б. Л. Гитара в России: очерк истории гитарного искусства. – Л.:
Музгиз, 1961. – С. 150-153;
Ларичев Е. Шестиструнная гитара // Музыкальный альманах. Гитара. – Вып. 2. –
М.: Музыка, 1990. – С. 4-5; Агафошин П. С. Школы игры на шестиструнной
гитаре. Предисловие к четвертому изданию;
Агафошин П. С. Воспоминания. – В кн.: Классическая гитара в России и СССР /
Сост. М. Яблоков.
– Тюмень-Екатеринбург, 1992. – ст. 13-34.
|