ФАМИНЦЫН, Александр Сергеевич, род. 24 октября (5 ноября) 1841,
Калуга, –
24 июня (6 июля) 1896, Лигово, под Петербургом, – русский музыковед и композитор. Был при жизни одним из
самых известных петербургских историков музыки и музыкальных критиков. Как
ученый-музыковед, интересовался историей народной музыки и песенного
творчества, проводил исследования по фольклору, народным инструментам.
Занимался изучением славянского язычества и его следов в народных песнях,
заговорах, заклинаниях и других обрядовых текстах. Автор книг: "Божества
древних славян" (1884), "Древняя индокитайская гамма" (1889), "Скоморохи на Руси" (СПб.,
Тип. Э. Арнгольда, 1889), "Гусли, русский
народный музыкальный инструмент" (СПб: Общество любителей древней
письменности, 1890), "Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского
народа: Балалайка. – Кобза. – Бандура. – Торбан. – Гитара: Исторический
очерк" (СПб., Тип. Э. Арнгольда, 1891). Его обширный труд "Биографический и исторический
словарь русских музыкальных деятелей", начатый в 1880-е годы, остался незаконченным.
Получил хорошее музыкальное
образование, которое завершил в Лейпцигской консерватории (1862-64). Преподавал
историю музыки и эстетику в Петербургской консерватории (1865-72). Его
лекции оценивают как первый обширный и самостоятельный труд в области
истории музыки на русском языке. Был секретарем Главной дирекции
петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества
(1870-80), редактором журнала "Музыкальный сезон" (1869-71), сотрудником
русских и немецких периодических изданий. Являлся членом этнографического
отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и
этнографии при Московском университете.
Еще в консерватории начал работу по переводу на русский язык ряда немецких
учебников. В 1868-86 гг. вышли в свет его переводы "Учебника гармонии",
"Учебника фуги", "Учебника простого и двойного контрапункта", "Элементарной
теории музыки (с дополнениями переводчика)" Э. Ф. Рихтера, "Руководства к
правильному построению модуляции" Ф. Дрезеке, "Всеобщего учебника музыки"
А. Б. Маркса. Большинство переводов Фаминцына неоднократно переиздавалось и
после его смерти.
Первое издание книги А. С. Фаминцына
"Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа.
Балалайка. – Кобза. – Бандура. – Торбан. – Гитара.
Исторический очерк"
СПб: Тип. Э. Арнгольда, 1891 г. В книге А.С. Фаминцына "Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского
народа" к числу народных инструментов была причислена и гитара, которой
посвящена глава 6-я книги, состоявшая из двух разделов: 1) «Гитара в Западной
Европе» — в
ней кратко говорилось о происхождении инструмента и назывались имена
некоторых наиболее видных западных гитаристов и 2) «Гитара в России» — главное
внимание здесь уделялось семиструнной гитаре и ее представителям, начиная с
Сихры. По оценке А. Я. Ларина, труд Фаминцына представляет собой "достаточно
солидное исследование по истории струнных народных музыкальных инструментов.
Книга снабжена довольно интересной библиографией и музыкальным приложением... [В
главе о гитаре] с научной обоснованностью, исторически объективно фиксируются имена, события,
факты, касающиеся этого инструмента. <...> Оценивая в целом книгу А. С. Фаминцына, нельзя не признать, что она — первый
опыт научно обоснованной трактовки исторического развития гитары вообще, и в
России в частности" (Ларин А., Гитара в России. Обзор литературы. //
Альманах библиофила. – М., 1981. – Вып. XI. – С. 147).
В первом разделе довольно подробно рассказывается о происхождении гитары.
Приводятся иллюстрации старинных гитарообразных инструментов, анализируются
источники происхождения слова «гитара», шаг за шагом прослеживается эволюция ее
музыкального строя, упоминаются имена известных в то время гитаристов и
рассказывается о том, как инструмент стал шестиструнным. Довольно интересные
сведения даны о первом в России руководстве по игре на шестиструнной гитаре —
школе Игнатия фон Гельда. Второй раздел книги в основном связан с историей
русской семиструнной гитары. В нем высказывается предположение о появлении
гитары в России (на основе сведений, приводимых в книге Я. Штелина
«Nachrichten von der Musik in Russland», St. Petersburg, 1769). А. Фаминцын считает, что гитара в
России появилась в середине XVIII в., так как ее изображение встречается на
лубочных картинках того столетия. Одна из таких картинок была приобретена Я.
Штелиным в 1766 году. На ней представлены пирующие и между ними — игрок на
четырехструнной гитаре.
В заключении автор упоминает о прославившемся на всю Россию отечественном
гитарном мастере Иване Яковлевиче Краснощекове.
По мнению Б. Л. Вольмана "исследование Фаминцына о русских народных
инструментах для своего времени было ценным трудом, не потерявшим некоторого
значения даже в наши дни. Однако в части, относившейся к гитаре, там, где
дело касалось гитарной литературы, исполнительства и педагогики, сообщенные
Фаминцыным сведения носили весьма поверхностный характер". (Вольман Б.,
Гитара в России: очерк истории гитарного искусства). Тем не менее, после
"Истории семиструнной гитары"
М. Стаховича, впервые напечатанной в журнале
"Москвитянин" в 1854 году, работа А. Фаминцына стала следующей, где гитаре
в России было уделено достаточно большое внимание. Очерк А. С. Фаминцына в
1995 году был переиздан в сборнике его сочинений, вышедшем в
Санкт-Петербурге в серии "Славянские древности": Фаминцын А. С. Домра
и сродные ей музыкальные инструменты русского народа (Балалайка, кобза,
бандура, торбан, гитара) : Ист. очерк с многочисленными рисунками и нотными
примерами / В кн.: Фаминцын А. Скоморохи на Руси. – СПб.: Алетейя, 1995. –
С. 313-540. – (Славянские древности)
В 1869-70 гг. А.С. Фаминцын резко полемизировал с В. В. Стасовым (1824-1906),
идеологом и активный участником творческой жизни "Могучей кучки" (М. А.
Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А.
Римский-Корсаков), по вопросам народности, национальной характерности и
программности, а также относительно оценки творчества отдельных композиторов
(в частности, Стасов вел борьбу "за Глинку, против Вагнера", а Фаминцын,
наоборот, доказывал, что в России необходимо ставить иностранные оперы,
особенно Рихарда Вагнера, поскольку это будет способствовать появлению не
подражательного русского оперного искусства). Оскорбленный обвинениями в
свой адрес со стороны Стасова Фаминцын даже подал на него в Петербургский
окружной суд за клевету (процесс начался в апреле 1870 года: суд счел
обвинение в клевете необоснованным, однако усмотрел в статьях Стасова
наличие брани в печати и приговорил его к штрафу в 25 рублей и домашнему
аресту на 7 дней). Конфликт Фаминцына со Стасовым, по-видимому, стал одной
из причин, по которой в советский период его причислили к "реакционерам",
осмелившимся выступать против "демократа" и вдохновителя "Могучей кучки"
В. В. Стасова, а потому имя А. С. Фаминцына либо вообще не
упоминалось во многих отечественных изданиях, посвященных истории
фольклористики, либо чаще всего упоминалось в негативном смысле, а его труды
оценивались официальной советской наукой (особенно в первый период) крайне
однобоко и необъективно.
|