СТЕЛЛОВСКИЙ, Федор Тимофеевич, род. 1826, Москва – ум. 15
(27) апреля 1875, Петербург, — российский издатель музыкальных и литературных
произведений, торговец нотами и книгами, типограф. Купец 2-й гильдии. Жил в
С.-Петербурге по адресу - Большая Садовая, дом. № 49, кв. 36 (дом Куканова), в
этом же доме размещалась и типография Стелловского. Окончил Лазаревский институт восточных языков в Москве. В 1847
году приобрёл нотное издательство и музыкальный магазин И. К. Пеца в
Санкт-Петербурге и начал собственное издательское дело.
В 1840-50-х гг. приобрёл также издательства П. И.
Гурскалина*, В. Д. Деноткина, Л. А. Снегирёва и стал одним из крупнейших
нотоиздателей дореволюционной России. Энергичный и инициативный предприниматель,
Ф. Т. Стелловский значительно расширил рамки работы русских музыкальных
издательств, способствовал пропаганде русской музыки. Впервые напечатал
партитуры лучших русских опер того времени («Жизнь за царя (Иван Сусанин)» и
«Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Аскольдова
могила» А. Н. Верстовского, «Рогнеда» А. Н. Серова и др.), издал множество
романсов и песен русских композиторов (собрания романсов А. Е. Варламова в 12
тетрадях, отдельные сочинения И. Е. Хандошкина, К. А. Кавоса и др.) и популярные
произведения зарубежных композиторов (В. А. Моцарта, Дж. Верди, К. Вебера и
др.).
Заметка в газете "Северная пчела"
(1851, № 261, 22
ноября)
с одним из первых отзывов о деятельности Стелловского
В 1852 году
издавал «Музыкальный альбом» (приложение к журналу «Пантеон»). Много продавалось
у Стелловского и сочинений для гитары. Помимо изданного им самим, к
Стелловскому перешли
от прежних издателей права на сочинения А. О. Сихры (в том числе и часть ранее
не издававшихся пьес в рукописях)**, М. Т. Высотского,
В. И. Моркова, В. С. Саренко и др. В 1864 году он дважды печатал "Историю
семиструнной гитары" М. А. Стаховича (сначала в принадлежавшем ему журнале
"Якорь", а затем и отдельным изданием), правда, с серьезными искажениями текста
оригинала (подробнее об этом см. в журнале
"История гитары в лицах", № 5-6, 2012).
В 1860-х гг.,
продолжая выпускать музыкальные произведения, преимущественно издавал сочинения
современных русских беллетристов. Так, в 1861—1870 гг. — серию «Собрания
сочинений русских авторов», в которой вышли первые собрания сочинений Л. Н.
Толстого (ч. 1-2, 1864), А. Ф. Писемского (т. 1-4, 1861—1867), Ф. М.
Достоевского (т. 1-4, 1865—1870), В. В. Крестовского (т. 1-2, 1862-67), М. В.
Авдеева (т. 1-2, 1868-70) и др. Множество произведений русских писателей
выпустил отдельными изданиями. Стелловский был также издателем периодики: «Музыкального и
театрального вестника» (1858–1860), газеты «Русский мир» (1860–1862) и
еженедельника «Якорь» с юмористическим листом «Оса» (1863–1865; с марта 1863 по
январь 1864 года «Якорь» редактировался Ап. Григорьевым).
В конце жизни страдал умственным расстройством и умер в психиатрической
лечебнице. После смерти Стелловского издательство перешло к его вдове, а затем и
к его сестре — Голубевой. Фактическим руководителем издательскими делами фирмы
Стелловского был его управляющий Ф. А. Гаке. В 1882 году он умер и в 1886 году
фирма перешла к К. А. Гутхейлю.
* Гурскалин Петр Иванович (ум. 1850) — владелец магазина и музыкально-издательской фирмы "Одеон"
(A l'Odéon), основанной им в Санкт-Петербурге конце 1830-х годов. В 1839
г. издал "Собрание музыкальных пьес, составленное М. Глинкою" (СПб., 1839. Изд.
муз. маг. "Одеон" П. Гурскалина. Лит. Давиньона; 2-е издание 1840 г.), в которое
по сообщению в газете "Северная пчела" (1838, № 282, 12 дек.) Глинка включил
более 30 пьес "принадлежащих исключительно русским или постоянно проживающим в
России композиторам" (А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, А. С. Даргомыжского,
М. Л. Яковлева, В. Ф. Одоевского, А. Ф. Львова и др., а также более десяти
собственных сочинений). В начале
сороковых годов Гурскалкин приобрел у фирмы Снегирев и К° изданные последней
романсы Глинки и продолжал издавать его сочинения (отдельные №№ из "Жизни за
Царя" и "Руслана"). В 1854 уступил фирме Ф. Стелловского свои права на издание
сочинений Глинки за 800 руб. (вместе с досками и экземплярами).
** У Ф. Стелловского на первом месте всегда стоял коммерческий интерес. В. Русанов со слов В. С. Саренко пересказывает следующий горестный эпизод из
последних лет жизни Сихры:
«Однажды В. С. Саренко застал его [Сихру] крайне расстроенным.
Из расспросов выяснилось, что А. О. Сихра только что вернулся от Стелловского,
бывшего тогда издателем почти всех лучших гитарных сочинений.
А. О. Сихра предложил ему приобрести у него дуэты, в которые входили, между
прочим, почти полностью оперы Жизнь за царя и Руслан и Людмила.
Над этими дуэтами А. О. Сихра долго и много работал, пользуясь советами и
указаниями М. И. Глинки.
Издатель бессердечно отказал ему в этом и, возвращая рукописи, заметил:
— Это вы еще старое помните... Теперь не те времена... Было, да прошло-с...»
Русанов В. А. Гитара и гитаристы. Вып. 2, стр. 40.
|