ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

БОРИС
ЛЬВОВИЧ
ВОЛЬМАН

музыковед,
историк гитары
Россия (СССР)

 

 

 
 
 

 

  Советская музыка, № 1, 1971, стр. 100

     


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

Б. Вольман. Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары.
Л., "Музыка", 1968, 188 стр., тир. 10 000 экз.
 

Гошовский В. (О книге Б. Вольмана "Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары", Л., "Музыка", 1968)
 

   Литература о шестиструнной гитаре пополни­лась еще одним ценным трудом, принадлежащим перу ленинградского ученого Б. Вольмана, кото­рый к этой теме обращается вторично (в 1961 году вышла в свет его книга "Гитара в России"). Хотя рецензируемая работа - в целом самостоя­тельный очерк, тем не менее по ряду затронутых вопросов ее можно рассматривать как продол­жение предыдущей. Если в первой книге внима­ние автора сосредоточено, главным образом, на развитии гитарного искусства в дореволюцион­ной России и, следовательно, речь идет преиму­щественно о семиструнной гитаре, то в центре внимания второй – история шестиструнной гитары и гитарного искусства в западноевро­пей­ских странах, в Америке и в СССР. Таким обра­зом, обе книги освещают в историческом ас­пекте одну и ту же проблему, но в разных ракурсах и на различном материале. Задачи исследования сформулированы Вольманом в предисловии. В его намерения входит, во-пер­вых, "осветить происхождение и развитие само­го инструмента, рассказать о гитарной лите­ратуре и ее создателях, о гитаристах – испол­нителях и педагогах на Западе и в Советском Союзе" (стр. 3), во-вторых, привлечь внимание музыко­ведов, которые до сих пор недооцени­вают "все возрастающее значение музыки для гитары" (стр. 4). Кроме того из общей направ­ленности работы можно заклю­чить, что автор хотел бы убедить нашу общественность в острой необхо-

 

димости создать прочную базу для всесто­роннего профессионального развития гитарного искус­ства в СССР. Очерк содержит как ценные анали­тические экскурсы в историю гитары и гитарного искусства, так и изложение ставшего известным из научной и популярной литературы, фактологи­ческого материала. Такой обзорный характер некоторых страниц не умаляет досто­инств труда рассчитанного в первую очередь на широкий круг читателей.
   О чем же повествует Вольман? Читатель узнает о далеких предках гитары – о лютневых инструментах древнего мира, о разновидностях гитары, бытовавших в средневековье, и о фор­ми­ровании современного вида и строя этого ин­струмента. Автор подробно рассказывает о зна­чении лютни (гитары) в развитии инструмен­тальной музыки эпохи Ренессанса и раннего барокко, о постоянном интересе к этому интим­ному инструменту в период раннего романтизма (Агуадо, Джульяни, Сор, а также Вебер, Шуберт, Паганини и другие) и о причинах упадка гитары как концертного инструмента во второй поло­вине XIX века. Попутно сообщаются любопытные сведения из истории шестиструнной гитары в России в прошлом столетии, о гастролях зару­бежных виртуозов и о гитарных сочинениях за­падноевропейских композиторов на темы рус­ских песен1.
   Значительно больше места уделено в книге периоду расцвета гитарного искусства на Западе
 


1 О судьбах гитары в России в XVIII веке и о ее предшественнице — украинской бандуре Вольман рассказал в книге «Гитара в России» (см. стр. 5–6 , 8–9 и 30–37). В рассматриваемой работе автор в данном разделе не ссылается на прошлые исследования и, к сожалению, не дает никаких новых материалов. Ничего не говорится о распространении шестиструнной гитары в Западной Украине в XIX веке, хотя об этом упоминается в некоторых литературных источниках (см.: М. Загайкевич. Музичне життя Західної України другої половини XIX століття. Київ, 1960, стр. 34). Известно, что западноукраинский композитор второй половины XIX века Михаил Вербицкий был не только хорошим гитаристом и педагогом, но и сочинителем произведений и школы-самоучителя для шестиструнной гитары (М.Загайкевич. М.М. Вербицький. Киiв, 1961, стр. 7–8; И. Волинський. Музична культура Галичини 60-х років XIX ст. В сб.: «Живі сторінки української музики. Киiв, 1965, стр. 85–91).

     
1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru