БОРИС
ЛЬВОВИЧ
ВОЛЬМАН
музыковед,
историк гитары
Россия (СССР)
|
Советская музыка, № 1, 1971, стр. 100
|
|
|
|
|
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
Б. Вольман. Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной
гитары.
Л., "Музыка", 1968, 188 стр., тир. 10 000 экз.
Гошовский В. (О книге Б. Вольмана "Гитара и гитаристы. Очерк
истории шестиструнной гитары", Л., "Музыка", 1968)
|
|
Литература о шестиструнной гитаре пополнилась еще одним ценным трудом,
принадлежащим перу ленинградского ученого Б. Вольмана, который к этой теме обращается вторично (в 1961 году вышла в свет его книга "Гитара в
России"). Хотя рецензируемая работа - в целом самостоятельный очерк, тем не менее по ряду затронутых вопросов ее можно рассматривать как
продолжение предыдущей. Если в первой книге внимание автора сосредоточено, главным образом, на развитии гитарного искусства в
дореволюционной России и, следовательно, речь идет преимущественно о семиструнной гитаре, то в центре внимания второй – история шестиструнной
гитары и гитарного искусства в западноевропейских странах, в Америке и в СССР. Таким образом, обе книги освещают в историческом аспекте одну и ту
же проблему, но в разных ракурсах и на различном материале. Задачи исследования сформулированы Вольманом в предисловии. В его намерения
входит, во-первых, "осветить происхождение и развитие самого инструмента, рассказать о гитарной литературе и ее создателях, о
гитаристах – исполнителях и педагогах на Западе и в Советском Союзе" (стр. 3), во-вторых, привлечь внимание музыковедов, которые до сих пор
недооценивают "все возрастающее значение музыки для гитары" (стр. 4). Кроме того из общей направленности работы можно заключить, что автор
хотел бы убедить нашу общественность в острой необхо- |
|
димости создать прочную базу для всестороннего профессионального развития гитарного искусства в СССР. Очерк содержит
как ценные аналитические экскурсы в историю гитары и гитарного искусства, так и изложение ставшего известным из научной и популярной
литературы, фактологического материала. Такой обзорный характер некоторых страниц не умаляет достоинств труда рассчитанного в первую
очередь на широкий круг читателей.
О чем же повествует Вольман? Читатель узнает о далеких предках гитары – о лютневых инструментах древнего мира, о разновидностях гитары,
бытовавших в средневековье, и о формировании современного вида и строя этого инструмента. Автор подробно рассказывает о значении лютни (гитары)
в развитии инструментальной музыки эпохи Ренессанса и раннего барокко, о постоянном интересе к этому интимному инструменту в период раннего
романтизма (Агуадо, Джульяни, Сор, а также Вебер, Шуберт, Паганини и другие) и о причинах упадка гитары как концертного инструмента во второй
половине XIX века. Попутно сообщаются любопытные сведения из истории шестиструнной гитары в России в прошлом столетии, о гастролях зарубежных
виртуозов и о гитарных сочинениях западноевропейских композиторов на темы русских песен1.
Значительно больше места уделено в книге периоду расцвета гитарного искусства на Западе
|
1 О судьбах гитары в России в XVIII веке и о ее предшественнице — украинской бандуре Вольман
рассказал в книге «Гитара в России» (см. стр. 5–6 , 8–9 и 30–37). В рассматриваемой работе автор в данном разделе не ссылается на прошлые
исследования и, к сожалению, не дает никаких новых материалов. Ничего не говорится о распространении шестиструнной гитары в Западной Украине в
XIX веке, хотя об этом упоминается в некоторых литературных источниках (см.: М. Загайкевич. Музичне життя Західної України другої половини XIX
століття. Київ, 1960, стр. 34). Известно, что западноукраинский композитор второй половины XIX века Михаил Вербицкий был не только
хорошим гитаристом и педагогом, но и сочинителем произведений и школы-самоучителя для шестиструнной гитары (М.Загайкевич. М.М.
Вербицький. Киiв, 1961, стр. 7–8; И. Волинський. Музична культура Галичини 60-х років XIX ст. В сб.: «Живі сторінки української музики.
Киiв, 1965, стр. 85–91). |
|
|
|
|
|