ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

БОРИС
ЛЬВОВИЧ
ВОЛЬМАН

музыковед,
историк гитары
Россия (СССР)

 

 

 
 
 

 

  Советская музыка, № 1, 1971, стр. 101

     

в конце XIX и в первой трети XX века. Читателю предлагается содержательный материал о жиз­ни, деятельности и творчестве таких выдаю­щихся представителей музыкальной культуры, как Франсиско Таррега и Андрес Сеговия, Филипе Педрель и Эмилио Пухоль, Мигель Льобет и Даниэль Фортеа. Справедливо отмечая важ­ную роль Сеговия в возрождении гитарного искусства на Западе, в Америке и СССР, Вольман посвя­щает этому замечательному музы­канту отдель­ную, отлично написанную главу.
   В следующих разделах речь идет о современ­ном состоянии гитарного искусства в странах Европы, Америки и Азии. Вольман показал хоро­шее знание зарубежной литературы и перио­дики, почти недоступной даже и специалистам-музы­коведам. Нашему читателю впервые сооб­щается, что в консерваториях ряда стран Европы и Америки существует класс гитары, где формиру­ются кадры концертных исполнителей, что современные композиторы создали мно­жество интересных сочинений для этого инстру­мента, в том числе и крупной формы2, что существуют ежегодные международные курсы повышения мастерства исполнителей-гитарис­тов, устраива­ются конкурсы, выходят специаль­ные журналы3. Книга Вольмана по объему содержащейся в ней совершенно новой для советского читателя информации о состоянии гитарного искусства за рубежом заслуживает положительной оценки.
   Судьбам шестиструнной гитары в СССР посвя­щены последние две главы книги, в которых автор на основе тщательно собранного и преи­мущественно впервые публикуемого материала сообщает детальные сведения о советских гитаристах-исполнителях и педагогах, анализи­рует существующую гитарную методи­ческую и историческую литературу. Но хотя исследова­тель привлекает огромное число (в том числе второстепенных и малозначительных) фактов, все они вместе взятые отнюдь не свидетель­ствуют о безмятежном благополучии в рассмат­риваемой области.
   Невольно напрашивается вопрос: почему же в нашей стране гитарное искусство не получило должного развития?
   Вольман сам пытается дать ответ на него в конце очерка (стр. 183-188). Он видит причины отставания советского гитарного искусства в следующем: во-первых, в России гитара появи­лась сравнительно поздно. Будучи, к тому же, семиструнной, с терцовым строем, она исполь­зо­валась в основном как аккомпанирующий инст-

 

румент при исполнении песен и бытовых роман­сов (в отличие от того, как это было во многих странах Европы, гитара, по мнению автора, не стала подлинно народным инструментом), во-вторых, в системе нашего музыкального образо­вания не нашлось места для класса шести­струнной гитары, что, как пишет, Вольман, выз­вано нехваткой кадров специалистов (обучение игре на гитаре в музыкальных учебных заведе­ниях носит лишь эпизодический характер и зависит от инициативы их руководителей). Кроме того отсутствует хорошая учебно-мето­дическая литература, не налажен обмен опытом между гитаристами, почти нет оригинальных гитарных произведений, написанных советскими компози­торами.
   Однако трудно согласиться с Вольманом в том, что одна из причин отставания гитарного искусства в нашей стране – это отсутствие традиций, в результате чего гитара не стала у нас подлинно народным инструментом. Ведь те же самые обстоятельства существовали и во многих других странах (например, в Венгрии, Чехословакии, Югославии, Японии), и гитара все же нашла там свое место и в системе музы­кального образования, и на концертной эстраде. Разве тот факт, что виолончель не имеет в России давних традиций и не стала "подлинно народным инструментом", отразился в какой-либо мере на уровне музыкального воспитания наших виолончелистов? По-видимому, причины упадка исполнительства на гитаре кроются в чем-то ином.
   Как бы между прочим Вольман затрагивает (на стр. 184) вопрос технического преиму­щества шестиструнной классической гитары (квартового строя) над семиструнной (терцо­вой). Но он тут же ссылается на авторитетное мнение заведую­щего кафедрой народных ин­струментов Киевской консерватории профес­сора М. Гелиса, который не видит существенной разницы между обеими разновидностями гитары.
   Думается, что такая позиция не способ­ствует прояснению сложного и животрепе­щущего во­проса о судьбах шестиструнной гита­ры, который нуждается в серьезном, научно аргументиро­ванной теоретическом осмыслении. Само собой разумеется, что такая задача выхо­дит уже за узкие рамки краткой журнальной рецензии.
   В заключение добавим, что книга Б. Воль­мана, надо надеяться, сыграет определенную роль в возрождении советского гитарного ис­кусства.

В. Гошовский


2 Среди композиторов, писавших для гитары, – М. де Фалья, Э. Вила Лобос, А. Руссель и Д. Мийо, а также и менее известные у нас авторы: Х. Родриго, М. Понс, П. Висмер, М. Кастельнуово-Тедеско, А. Танс­ман, М. Торроба, Х. Турина и другие.
3 Добавим, что состоялось несколько международных симпозиумов, посвященных изучению старинной лют­не­вой музыки.

   
1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru