дал проникновенные обработки (так, вариации на тему песни «По улица мостовой», которые исполняет дядюшка Ростовых в «Войне и мире», были одной из его коронных вещей); и в то же время он постоянно
стремился овладеть художественными достижениями Моцарта, Гайдна, Бетховена и в особенности Баха.
Тайна искусства гитары в том, в частности, и состоит, что самые сложные явления музыки оказываются в ее исполнении внятными и близкими
всем и каждому, а с другой стороны, простые мелодии обретают сложность и богатство, роднящие их с классическими творениями.
Вполне очевидно, что одни инструменты — как фортепьяно или скрипка — предназначены главным образом для исполнения классической музыки, требующей от слушателей достаточно серьезной подготовленности, а другие
— как гармоника или балалайка — прежде всего для музыки общедоступной, «бытовой». Но искусство гитары —если, конечно, оно истинное — способно преодолеть это разделение, как бы стереть границу между двумя
музыкальными мирами. Недаром Лев Толстой назвал гитару «единственным переходом от музыки народной к музыке ученой».
Именно потому в эпоху Михаила Высотского гитара сыграла неоценимо важную роль в развитии музыкальной культуры и даже шире — культуры в целом. Достаточно будет упомянуть о том, что чуть ли не все творения
Глинки — включая основные элементы партитуры «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» — были переложены для гитары и в этом своем воплощении стали достоянием самых широких кругов слушателей.
С другой стороны, именно в сопровождении гитары исполнялись, распространяясь по всей России, песни и романсы Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова, Глинки, Даргомыжского — лучших композиторов первой
половины XIX века на стихи Пушкина, Жуковского, Дельвига, Боратынского, Языкова, Вяземского, Лермонтова, Кольцова, молодого Фета. По-видимому, эта классическая поэзия без участия гитары не смогла бы в такой степени
проникнуть в души людей, принадлежавших к самым разным общественным слоям, и стать своего рода фундаментом русского эстетического самосознания.
Словом, значение искусства гитары в век Пушкина и Глинки, «золотой» век отечественной культуры, было чрезвычайно велико и многообразно.
* * *
Расцвет искусства гитары, начиная с 1840-х годов, сменяется длительным периодом упадка и даже вырождения. Ближайшей и очевидной причиной ее драматической судьбы был тот факт, что в эти годы
музыка переходит из своего главным образом «домашнего» бытия в большие концертные залы, где звучание гитары резко проигрывало в сравнении с фортепьяно или скрипкой. В просторных залах гасли специфические гитарные
модуляции, терялись певучесть и богатство обертонов.
Но решительное оттеснение гитары было обусловлено и тем, что она соответствовала юной, начальной поре русской музыкальной культуры, а зрелость требовала всемерного развития фортепьянной и симфонической
музыки. И даже те композиторы второй половины XIX века, которые высоко ценили гитару — Даргомыжский, Балакирев, Чайковский, Мусоргский, — все же не уделяли ей сколько-нибудь серьезного внимания.
Разумеется, гитара отнюдь не исчезла в сороковые и позднейшие годы, она продолжала звучать по всей России. Но она надолго стала чисто «бытовым» инструментом, почти полностью оторванным от высокого в музыке.
Уже в середине XIX века сохранились только лишь отдельные небольшие очаги подлинного искусства гитары. Одним из них был круг сподвижников и друзей нашего величайшего драматурга Островского, в театре которого
гитара занимала очень большое, даже исключительное место. Среди ведущих представителей этого круга — не расставшиеся со своим инструментом ученики Высотского
Аполлон Григорьев и Михаил Стахович, которые к тому же первыми дали
|