глубокое осмысление и оценку искусству русской гитары. Они были тесно связаны и с еще одним учеником Высотского — И. В. Васильевым, после кончины И. О. Соколова возглавившим лучший тогдашний
цыганский хор. Есть сведения, что именно Васильев сочинил музыку знаменитой «Цыганской венгерки» на слова Григорьева.
И во второй половине XIX века искусство гитары оставалось неотъемлемой частицей отечественной культуры, что наглядно выразилось в литературе того времени. Гитара как бы постоянно присутствует в лирике
Фета, Полонского, Мея (все они с молодых лет были близки к Аполлону Григорьеву), в прозе Тургенева, Лескова, Толстого; позднее, уже в XX веке, искусство гитары очень многое значило для Блока и Есенина.
С 1920-х — 1930-х годов возникает электронно-усилительная техника, и та причина «отступления» гитары, о которой шла речь выше, полностью устраняется. Через микрофон гитара звучит так же, как и другие
инструменты. Казалось бы, русская гитара должна была вступить в период нового расцвета.
Тем не менее ее судьба и в XX веке оказывается весьма сложной. Дело в том, что исполнители в большинстве своем раньше или позже отходят от семиструнной гитары и обращаются к шестиструнной, испанской. Эта
тенденция особенно усилилась после гастролей в нашей стране великого испанского гитариста Андреса Сеговии (он трижды приезжал к нам в 1920—1930 годах). Только два крупных гитариста
В. М. Юрьев (1881—1962) и
М. Ф. Иванов (1889—1953), полностью сохранили верность «семиструнке». Кроме того, до самого последнего времени семиструнной гитаре были еще верны и многочисленные цыганские музыканты, среди которых выделялся
своим проникновенным даром Валерьян Егорович Поляков (1907—1967), в юности игравший для Есенина.
Нет сомнения, что испанская гитара имеет свои огромные возможности, столь великолепно раскрытые Андресом Сеговией. У нас были и есть «шестиструнники» высокого класса: назову имя превосходного современного
музыканта Н. В. Осипова, который постоянно выступает в концертных залах, по радио и телевидению, записал несколько грампластинок. Его исполнение не уступает современным мировым образцам искусства шестиструнной
гитары.. Но нельзя забывать, что эта гитара развилась на почве испанской народной музыки, и ее едва ли можно оторвать от этой почвы. Закономерно, что и поныне наиболее выдающимися мастерами этого инструмента являются,
как правило, испанские или латиноамериканские музыканты. И, в частности, именно поэтому даже при самом глубоком восхищении достоинствами испанского инструмента у нас нет никаких оснований отказываться от
продолжения и развития традиций отечественной семиструнной гитары, органически связанной с русской народной мелодикой.
Музыка Полякова, вместе с уроками Юрьева и Иванова, стала вдохновляющей основой для крупнейшего представителя современного искусства семиструнной гитары Сергея Дмитриевича Орехова. В его
искусстве как бы вновь соединились две ветви, восходящие к М. Т. Высотскому, но надолго разошедшиеся.
Как уже говорилось, Высотский создал художественный стиль, в котором роднились, сливаясь в единой музыкальной стихии, русские народные мелодии и классические пьесы Моцарта, Бетховена, Баха. По свидетельству
М. А. Стаховича, в искусстве Высотского «самые яркие местные, русские народные эффекты... носят такой общеклассический музыкальный отпечаток, что возводят каждую его русскую тему до степени строгой композиции». Это
полностью относится и к искусству Сергея Орехова. Простейшие, казалось бы, народные мелодии обретают в его исполнении сложность и стройность высокой музыки, а классические образцы становятся до конца внятными
любому слушателю, не теряя, разумеется, своего мелодического богатства.
В музыке Сергея Орехова постоянно возникают своего рода отзвуки классических инструментов; его гитара словно воссоздает фортепьянные, скрипичные, виолончельные звучания; но все это живет внутри особенной
задушевной мелодики — напевно-разговорной (как сказано в стихах Аполлона Григорьева, «допой же мне,— договори ты песню недопетую»).
Утонченная художественная культура нераздельно сливается в музыке Сергея Орехова с жизненной вольностью, поистине виртуозная техника — с открытым душевным порывом. И если не упускать из виду, что гитара
сегодня — самый что ни на есть распространенный инструмент, нетрудно понять, сколь существенное и плодотворное значение имеет искусство Сергея Орехова и его сподвижников. Оно способно стать своего рода мостом
между высшей музыкальной культурой и «бытовым» музицированием, к которому приобщаются миллионы людей.
|