Еще одной важной статьей Пухоля, изданной отдельной брошюрой на нескольких языках мира и впоследствии неоднократно переиздававшейся, стала "Дилемма звука на гитаре"
("El dilema del sonido en la guitarra". Buenos Aires: Casa Romero y Fernández, 1930; испанский оригинал и английский перевод под названием "The dilemma of
timbre on the guitar" (там же, 1934). В 1960, 1979 и 2007 гг. работа была переиздана в Аргентине виде трехъязычного издания: на испанском, английском и
французском языках: El Dilema del sonido en la guitarra: Edicion corregida y ampliada con texto ingles [The Dilemma of timbre on the guitar,
English translation by Mrs D. Gow and Mr. E. L. Giordan, corrected by Victoria Kingsley], y frances [Le Dilemme du son à la Guitare. Trad. de Jean
Girodon] Buenos Aires, Ricordi americana, 1960 (1979); изд. 2007 г. – Buenos Aires: Melos Ediciones Musicales). Общий объем этого издания – 84 страницы. С
английским вариантом текста (стр. 37-58 изд. 1960 г.) можно ознакомиться в разделе
"Документы и материалы". В 1975 году "Дилемма звука на гитаре" вышла также в переводе на немецкий язык: Emilio Pujol. Das
Dilemma des Klanges bei der Gitarre. Hamburg: Musikverlag Joachim Trekel (TREKEL - T 648). – Hrsg. u. mit e. Vorw. vers. von Wolf Moser. Статья посвящена
проблеме выбора между двумя альтернативными способами звукоизвлечения на гитаре - безногтевому (сторонником которого являлся Э. Пухоль) и ногтевому;
рассматривается история вопроса и проводится анализ достоинств и недостатков обоих способов звукоизвлечния, их влияния на различные качества звука.
Занимаясь активной концертной, а затем и педагогической деятельностю,
Эмилио Пухоль тем не менее значительную часть своего времени посвящал историческим исследованиям в области камерной инструментальной музыки так называемого
испанского "Золотого века" (Siglo de Oro), а именно: гитаре барокко и виуэле (vihuela). Его концертные программы 1926-27 годов содержали музыку
виуэлистов и гитаристов эпохи барокко, исполнение которой нередко дополнялось рассказами о представляемой музыке, инструментах, композиторах и исполнителях прошлого.
Кроме того, в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Пухоль читал в Барселоне, Лондоне, Париже, Буэнос-Айресе и Монтевидео специальные лекции по
истории гитары, пользовавшиеся большой популярностью; они сопровождались выступлениями на гитаре самого Э. Пухоля и Матильды Куервас. Содержание их
легло в основу небольшой книжки "Гитара и ее история" (Emilio Pujol: La guitarra y su historia; conferencia [5 de Noviembre de 1930]. Publisher: Buenos
Aires, Casa Romero y Fernandez [1932] 47 p.). Проводил Э. Пухоль тематические лекции-концерты и в последующие десятилетия (с 1949 до конца 1960-х годов). В январе 1936 г. в
Музее Жакмар-Андре (Musée Jacquemart-André) в Париже Пухолем был обнаружен сохранившийся оригинальный экземпляр виуэлы шестнадцатого столетия,
с которой в апреле того же года испанский лютнист Мигель Симплисио (Miguel Simplicio) изготовил для него копию. С ней музыкант выступал на своих
концертах, став первым современным исполнителем на виуэле.
|