ЛАРИН А.
ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)
Альманах библиофила. Вып. XI.
Москва «Книга» • 1981
|
СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
|
А. ЛАРИН
ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)
«Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я...»
М. Лермонтов
|
Кто не слышал гитару! Ее нежные, чарующие звуки пленяли сердца многих любителей музыки, многих композиторов, поэтов,
художников... А кто учтет сотни тысяч простых любителей-гитаристов, отдающих свой досуг этому приятному, портативному, недорогому инструменту!
Литература семиструнной гитары, на которой играли и играют только в России, сравнительно небогата, и поэтому наш обзор окажется довольно
скромным. В основном же он будет касаться исторических материалов (книг, брошюр, журналов, очерков, статей, биографий) и частично оригинальной
музыкальной литературы (школ, самоучителей, аранжировок), относящихся к XIX и началу XX века. Перечень же изданий, вышедших в более поздние
годы, будет ограничен рассмотрением только нескольких весьма обстоятельных работ.
Для начала хотелось бы упомянуть о двух школах для гитары, представляющих большую библиографическую редкость. Это школа Игнатия
де-Гельда, чеха по национальности, и школа Д. Кушенова-Дмитриевского. Первая свидетельствует о времени появления семиструнной гитары в России,
вторая же, вышедшая вскоре, указывает на отечественное происхождение приема «барре».
Школа Игнатия де-Гельда, именуемая: «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре», —
одно из первых изданий. По свидетельству А. С. Фаминцына
(«Домра и сродные ей инструменты русского народа». Спб., 1891), она вышла на русском и немецком языках в начале XIX столетия без обозначения года; успеха не имела.
По этому же поводу П. Столпянский в книге «Старый Петербург. Музыка и музицирование в старом Петербурге» (Л., 1926) замечает: «Выпустив в свет свой самоучитель, И. фон Гельд сразу заметил,
что он допустил большую ошибку: шестиструнная гитара почти вышла из
|
|
С. 143 |
употребления, все хотели обучаться на семиструнной гитаре». Тогда И. де-Гельд выпускает новую, исправленную школу под
названием «Усовершенствованная школа для семиструнной гитары, пополненная новыми всех тонов арпеджиями, прелюдиями и разными
музыкальными пиесами, или Легчайший и удобный способ выучиться играть на сем инструменте без помощи наставника ее императорскому величеству
всеавгустейшей государыне императрице Елисавете Алексеевне с благоговением повергает верноподданнейший Игнатий де-Гельд». Эта школа
вышла в 1802 году и пользовалась большим успехом. О ней, как о ненайденной в библиотеках России, упоминает
В. А. Русанов, в своих очерках «Гитара и гитаристы» (М., 1899).
Наряду с И. де-Гельдом (который издавал также и фортепьянные ноты) стали проявлять себя и наши отечественные гитаристы, которые не оставили
без внимания упомянутую выше школу. Так, известным гитаристом того времени Семёном Николаевичем Аксёновым (1784-1853)
в 1819 году была выпущена «Школа для семиструнной гитары Игнатия фон-Гельда, рассмотренная, исправленная и дополненная С. Аксёновым с
присовокуплением изъяснения способа игры во всех тонах октавными флажолетами, изобретенного г. Аксеновым».
Издатель «Отечественных записок» П. П. Свиньин поместил на страницах своего журнала пространную статью, посвященную изобретению С. Н.
Аксенова, в которой писал: «До сего времени известны были три лада — 4, 5, 7, издающие флажолетные звуки [1], г. Аксёнов распространил их на все
полутоны, привел в систему и приспособил так, что всякий играющий на гитаре легко может постичь сие открытие, коль скоро со вниманием изучит
описание оного, помещенное в новой гитарной школе...» (Отечественные записки, 1821, № 1, с. 217).
Поскольку спрос на учебные пособия по гитаре все возрастал, стали появляться новые авторы, которые тоже начали издавать школы для обучения
игре на гитаре, предлагая свои методы и способы овладения этим инструментом.
К таковым можно, например, причислить Д. Кушенова-Дмитриевского, впервые издавшего в 1814 году свою школу-самоучитель игры на
семиструнной гитаре. Им было выпущено несколько книг по музыке, переведена с итальянского языка на русский и издана «Музыкальная
грамматика» Б. Азиоли [2], им же издано «Междуделье» — собрание пьес для семиструнной гитары.
Школа Кушенова-Дмитриевского имела значительно больший успех, нежели школа де-Гельда. В 1817 году она вышла уже третьим изданием. Как мы уже
упоминали, в этой школе |
|
|
|