ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

"Народна творчість", 1940, № 1.

ЖУРНАЛ
«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Орган Института украинского фольклора Академии наук УССР и
Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР

1940 · № 1
январь – февраль
 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ


* * *

   Баян крепко вошел в наш музыкальный быт. Значение его как универсального инструмента очень велико. Особенно важна служебная роль его в художественной самодеятельности, где отсутствие фортепианного аккомпанемента (особенно на селе) с успехом компенсируется аккомпанементом баяна.
   Как сольному инструменту ему доступен самый разнообразный репертуар от песен и танцев до сложных оркестровых сочинений.
   Большая популярность баяна вызывает и большой спрос на него, особенно со стороны участников художественной самодеятельности. Однако, из-за слишком высокой стоимости его — в некоторых случаях до 4000 рублей и больше («по специальному заказу») — широкие массы не могут пользо­ваться им.
   Из исполненного на смотре репертуара видно, что баянисты пользуются исключительно пере­ложениями для своего инструмента. Как исключение, — причем приятное, — было отмечено испол­нение на смотре оригинальных сочинений для баяна — концерта Сотникова (композитор из Ростова-на-Дону) и скерцо Павлючука (педагог Ворошиловского музыкального училища). Эти произведения достойны большого внимания, поскольку они представляют большую художественную ценность и написаны с учетом всех технических возможностей и особенностей баяна.
   Появление упомянутых сочинений должно еще раз напомнить нашим композиторам, что создание репертуара для баяна — это еще непочатый участок работы.
   Смотр показал, что на сегодня у нас выросли культурные исполнители-баянисты, которые преодолевают все технические трудности, обусловленные фактурой произведений. Это тем более должно быть стимулом для творчества наших композиторов, произведений которых с нетерпением ждут баянисты-виртуозы.

* * *

   В «Большой советской энциклопедии» в статье о гитаре имеется характеристика, по которой «этот салонный инструмент совершенно чужд хоровой полифонической песне русского кресть­янства», и что он «не обладает особенным богатством музыкальных возможностей» [1]* и т. д. Резюмируя свою статью, автор определяет роль этого инструмента, как главным образом такого, который аккомпанирует пению.
   Выступление исполнителей-гитаристов на смотре целиком опровергло такую незаслуженную рекомендацию этого инструмента, который, без сомнения, имеет богатые возможности.
   Словно для того, чтобы доказать безосновательность утверждения автора статьи в «Больш[ой] сов[етской] энц[иклопедии]» о невозможности исполнения на этом инструменте полифонических сочинений, была исполнена фуга Баха и ряд других многоголосных произведений. Богатство музыкальных возможностей гитары было продемонстрировано виртуозным исполнением таких вещей, как «Каприс» Паганини, «Арагонская хота» Таррега и др.


1. «Больш. сов. энц.», т. 17, стр. 123, см. «Гитара».
   ** Пасхалов В. Гитара // Больш. сов. энциклопедия: Том 17 / ред. О. Ю. Шмидт. — М.: Сов. энц., 1930. — См. здесь. — Прим. перев.

Рейтинг@Mail.ru
return_links(); ?>