ЗАЙЦЕВА (Красюкова), Людмила Павловна, род. 26 мая 1955, г. Пушкино Московской
обл., — российский гитарный общественный деятель, историограф, литератор, публицист, гитарист-любитель, композитор.
Председатель «Общественного творческого Союза» (с 2011), директор «Воронежского центра гитары» (с 2004). Член Всероссийского Музыкального
общества (с 2004), член жюри конкурса «Мир музыки» (2012), участник Международных научно-практических конференций по гитарному искусству.
Главный редактор газеты «Творческие вести», ответственный редактор альманаха «Вестник Музыкального Общества», автор и составитель малоформатной газеты
«Воронежский Центр Гитары», автор сборника сказок, притч, очерков и стихотворений о гитаре «Прелюдия»; сборника рассказов «Он и Она»;
поэтических сборников «Рисую я белым на белом», «Осенний дуэт», книги «Ширялин – линия судьбы»; музыкально-поэтического сборника «Золотая
Орхидея». Составитель краткой «Классификации музыкальных инструментов» (на основе системы, опубликованной Эрихом фон Хорнбостелем и Куртом Заксом в
1914 г.). Всего в 2004-2012 гг. издала и опубликовала более 70 брошюр и статей, 3 поэтических и музыкально-поэтических сборника, в которые вошло более
двухсот стихотворений, афоризмов и музыкальных сочинений, организовала около пятидесяти общественных мероприятий.
Профессиональный экономист. Представлена в энциклопедических изданиях, отмечена грамотами, призом, благодарственными письмами, дипломами Управлений
культуры Воронежа, Москвы, YAMAHA Musikschule in Erfurt, Deutschland, ВМО и медалями: Международного союза музыкальных деятелей и Шаляпинского центра
МСМД. Всю деятельность ведёт на добровольных общественных началах. Сестра А. П.
Красюкова.
АВТОБИОГРАФИЯ
Музыкальные корни
Я, Зайцева (Красюкова) Людмила Павловна, родилась 26 мая 1955 года в г. Пушкино Московской области в семье служащих. Мать, Красюкова Вера Михайловна
— учительница; отец, Красюков Павел Антонович — сотрудник Министерства сельского хозяйства СССР, впоследствии направлен из Москвы в Воронеж на
руководящую должность в систему Минсельхоза, позже — доцент Воронежского государственного университета. В Великую Отечественную войну служил
командиром разведывательной роты в звании капитана, неоднократно доставлял "языков", неся их на себе. Участвовал в боевой операции на Курской дуге,
имеет множество военных наград.
Увлечение музыкой передалось мне, вероятно, по наследству. Отец очень любил музыку, владел игрой на нескольких струнных инструментах, в его исполнении
на балалайке и мандолине наиболее памятен "Чардаш" В. Монти. Ему также нравился романс И. Макарова "Однозвучно гремит колокольчик", и он часто
просил меня сыграть на фортепиано эту мелодию. Для меня осталось тайной, какие воспоминания были связаны у отца с этим романсом, но он мог часами
слушать мои импровизации, украдкой смахивая набежавшую слезу. Кстати, маме на праздники я дарила не только вышивки и рисунки, но и самостоятельно
разученные музыкальные произведения.
Павел Антонович был завсегдатаем Воронежского театра оперы и балета и Областной филармонии, куда водил меня на концерты и спектакли. Знал наизусть
почти все арии из репертуара театра, был лично знаком со многими известными артистами. В их числе, певец Б. Т. Штоколов
— народный артист СССР (1966 г.),
лауреат Государственных премий СССР, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, почетный академик
Славянской и Петровской академий и М. Н. Мордасова — исполнительница русских народных песен и частушек, народная артистка СССР (1981 г.), Герой
социалистического труда (1987 г.).
За склонность к пению, энергичность, неуёмную тягу к творчеству отец с малых лет в шутку называл меня "Мордасиха"
— от фамилии "Мордасова". Ещё часто
говорил: "Ты такая весёлая, потому что тебя маленькую на руках держал сам великий клоун Карандаш (М. Н. Румянцев, сценический псевдоним "Карандаш",
народный артист СССР, Герой Социалистического Труда). С ним отец тоже был лично знаком.
Брат отца, Никифор Антонович, обладал редкими способностями по работе с деревом, из которого, кроме прочего, делал и различные музыкальные инструменты.
Дед по материнской линии, Михаил Митрофанович Варяныця, православный священник в приходе Луганской области, тоже был наделён недюжинными
музыкальными способностями. Имел очень красивый голос и во время службы в церкви сольно исполнял песнопения. Переехав с семьёй в г. Бирюч (ныне
Белгородской области), руководил хором в мужской гимназии. В конце 30-х годов 20-го века по доносу был репрессирован и пропал без вести.
Бабушка по материнской линии, Марфа Федотовна, (урождённая Данилова), потомственная учительница. Она часто рассказывала о домашних концертах, на
которых пели под аккомпанемент гитары, балалайки, мандолины и фортепиано. Особенно всем нравился романс Алябьева "Соловей" в исполнении одной из
племянниц бабушки в сопровождении фортепиано.
Склонность к музыке проявилась и в следующем поколении. Братья матери, Владимир и Георгий, когда приезжали к нам в Воронеж, пели вместе с ней,
удивляя слушателей многоголосьем и редким музыкальным слухом. Мама аккомпанировала на семиструнной гитаре или на балалайке.
Истоки творчества
С раннего возраста я активно участвовала в художественной самодеятельности, вначале
— под руководством наставников, позже — самостоятельно
организовывала концерты для родителей на дворовых концертных площадках. Обычно репетировали в подвале дома, где располагалась котельная, ключ от
которой я просила у управдома. Там было чисто, уютно и безопасно, и выбранное мной место для репетиций никого из взрослых не удивляло. Девчонкам
7-9 лет, участницам самодеятельности, особенно нравился танец, который я для них поставила. Элементы танца были заимствованы из репертуара знаменитого
ансамбля "Берёзка". Каждая принесла из дома тонкий мамин шарфик, его тогда называли "газовый", и во время танца старалась как можно выше взмахнуть им.
Наградой за выступление всегда были неизменные карамельки от зрителей. Самую первую в моей жизни грамоту мне вручили в семь лет за активное участие в
концертной работе Воронежского детского парка.
В 1969 году я с "отличием" окончила музыкальную школу по классу фортепиано, будучи единственным обладателем "красного" аттестата за три года выпуска.
Неизменно выступала в показательных концертах и, несмотря на небольшой размер руки, играла довольно бегло и имела значительную растяжку пальцев. С
первого класса музыкальной школы преподаватели единодушно прочили мне музыкальную карьеру, я и сама мечтала посвятить себя музыке, однако жизнь распорядилась иначе.
Интерес к струнным инструментам прививали не только родители. В нашей семье часто гостил близкий друг отца
— известный воронежский композитор, гитарист
и музыковед
Юрий Васильевич Воронцов. Он и приобщил меня с юных лет к прекрасному миру гитары. С тех пор в доме появились виниловые пластинки с
записями произведений, исполняемых известными гитаристами. В семейном архиве сохранилась книга с дарственным автографом
Юрия Воронцова и фотография (1970
г.), на которой я изображена с этим композитором.
В юношестве неожиданно привлёк джаз. Начала переписывать на магнитофон пластинки, которые только можно было достать, изучала о джазе всё, что
попадалось под руку, импровизировала сама.
Увлечение джазом привело меня к мысли о необходимости создания музыкального коллектива, он получил название "Кон-Тики". Молодёжный ансамбль сразу был
замечен и стал номинантом на всероссийский фестиваль "Джаз-71". Согласно официальной программе, группа должна была открывать фестиваль музыкальными
произведениями собственного сочинения.
Перед концертом произошёл любопытный эпизод. Меня не хотели пропускать в репетиционный зал, несмотря на то, что я предъявила входной билет с местами
"ноль", который имели только участники концерта. Кто же мог подумать, что 16-летняя девчонка
— участник такого серьёзного музыкального форума!
Неожиданно в ход событий вмешался неприятный случай. Перед самим концертом испортилась музыкальная аппаратура нашей группы, и выступление "Кон-Тики" стало невозможным.
![На репетиции с музыкальным ансамблем ВГУ (1973 г.)](images/vgu_1973.jpg)
На репетиции с музыкальным ансамблем ВГУ (1973 г.)
Опыт джазовых импровизаций помог мне в дальнейшем, при создании многочисленных песен собственного сочинения и инструментальных произведений.
В студенческие годы, учась на экономическом факультете Воронежского государственного университета, я принимала участие в молодёжных фестивалях и
смотрах в качестве концертмейстера и аккомпаниатора, за что неоднократно поощрялась грамотами.
В 1976 году я сочинила первые произведения для фортепиано. Этюды для гитары появились значительно позже. |