На значительность проделанной В. И. Морковым работы указывалось и по
прошествии почти столетия после ее опубликования:
«Книга известного гитариста (одного
из лучших учеников Сихры) В. И. Моркова «Исторический очерк русской
оперы с самого ее начала...» несмотря на все свои чрезвычайные
наивности, все же явилась ценной и почтенной для своего времени попыткой
собрать многочисленные факты, касающиеся истории оперы в России. Не
будем винить Моркова за то, что его прогрессивность ограничена
признанием самобытности «Русалки», осуждением «Мазепы» Фитингофа-Шеля,
призывом к организации системы профессионального музыкального
образования. Книга Моркова как тогдашний обобщающий труд послужила, между
прочим, основанием «Краткого исторического очерка русской оперы» (СПб,
1867). Да и в наше время ни один историк русской музыки не сможет пройти
мимо ряда колоритных фактов, собранных Морковым» [4].
Что же касается критических замечаний и указаний на ошибки и неточности, допущенные
в очерке, то их Владимиру Ивановичу Моркову приходилось слышать и при жизни, причем, иногда при весьма курьезных
обстоятельствах. Так, музыкальный критик и композитор Юрий Карлович Арнольд (1811-1898), в
своих воспоминаниях [5] рассказывает о посещении его «известным в
свое время гитарным виртуозом Влад. Ив. Морковым» следующее:
«Этот г. Морков-то принес мне экземпляр дополненного
им 2-го издания своей «школы для игры на гитаре» и просил о написании
разбора этого сочинения с помещением в «Северной пчеле», в которой я
тогда состоял сотрудником. А следует тут упомянуть о том, что незадолго
пред тем вышла книга того самого-же г. Моркова «Исторический очерк
русской оперы», в которой про дававшуюся в 1853-м году на сцене
Мариинского театра комическую мою оперетту: «Клад» или «Ночь под
Ивана-Купало» сказано было, что «она потерпела решительное фиаско». — Я
и заметил (с улыбкою конечно) почтенному гитаристу, что я читал его
любезную заметку, и что, пожалуй, ничто не помешает мне воспользоваться
случаем, да отблагодарить его «соответственною монетою», и тем более что
заметка его противоречить фактам и появившемуся в то время отзыву
известного критика Ростислава (Ф. М. Толстого) в «Северной пчеле». Г.
Морков очень смешался и, наконец, признался, что он сам на
представлениях моей оперы не был и реферата Ростислава не читал; но что
Даргомыжский (будто) его уверил, что опера «Клад»
решительно таки провалилась». «Разбор гитарной школы г. Моркова, –
прибавляет с легкой иронией Ю. К. Арнольд, – появился своевременно в
«Северной пчеле», – и, кажется, автору не было повода жаловаться на
меня».
[4] Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерк истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т. II. 1861–1880 гг. — Л., Музгиз, 1958, с. 559-560.
[5] См.: Ю. К. Арнольд. Воспоминания. Вып. I — III. М., 1892-1893. |
|
В заключение своего «Исторического очерка русской оперы» В. И. Морков
горячо высказывается за развитие и общедоступность музыкального
образования в России, за культивирование родной музыки, выступает
поборником поощрения и поддержки в получении образования музыкальным
талантам из народа. Эти мысли достойны уважения и в наши дни. Сожаление
вызывает лишь то, что будучи высказанными полтора столетия тому назад,
они до сих пор не утратили своей актуальности.
Примечательно, что В. И. Морков был не одинок в своей обеспокоенности
состоянием музыкального образования в тогдашней России. Его младший
современник, известный впоследствии русский историк литературы,
профессор Московского университета Алексей Николаевич Веселовский
(1843-1918) спустя всего четыре года после выхода очерка Владимира
Моркова в своей первой работе «Музыка у славян» писал:
«Кому неизвестно как ничтожно музыкальное образование всего необъятного
края нашего! Надобно еще удивляться, как при отсутствии у нас до
последнего времени каких бы то ни было музыкально-образовательных
институтов и основательного изучения музыки, создалась и развивается
целая самобытная школа, как окончательно еще не заглохли все природные
задатки в народе. Вспомним, что у нас на 75 миллионов две консерватории
и два музыкальных общества, что доселе все преподавание музыки и пения
остается в руках иностранцев, что наши оркестры сплошь почти иноземные;
вспомним дурную сторону, так присущую, к несчастию, иностранцам в
России, сторону касты, куда допускаются лишь свои».
«Русский вестник», Т. 64. – М., 1866, июль. – С. 155.
|
|