Автор первого исторического очерка о русской гитаре и
гитаристах М. А. Стахович в своей «Истории семиструнной гитары» в числе наиболее значительных из
современных ему виртуозов семиструнной гитары называет и В. И. Моркова. Встретились они по настоянию Ф. М. Циммермана, пожелавшего, чтобы
Стахович обязательно услышал этого «петербургского гитариста-сочинителя» и с этой целью специально устроившего
вечер у Моркова. Описывая свои впечатления от этого знакомства, М. А. Стахович писал:
«Мне было отрадно видеть в Моркове человека исключительно и серьезно
занимающегося семиструнною гитарою, человека, который ведет этот инструмент далее, нежели он был доведен до
сих пор. Лучший ученик Сихры, занимающийся музыкою и следящий за ее современным ходом в применении к нашему инструменту, разборчивый и тонкий вкусом опытный
игрок и мастер замечательный в сочинении для инструмента — Maestro, вот каков Морков; и дай Бог ему более
и более успеха в деятельности, для пользы семиструнной гитары».
«...первый художник, с успехом трудящийся для семиструнной гитары в наше время — Морков, и если есть надежда,
что семиструнная гитара не погибнет, а пойдет далее, то я уверен, что не иначе как через руки Моркова» [6].
Стахович признается, что игра Моркова (сыгравшего с одним из своих приятелей несколько
пьес для двух гитар) произвела на него сильное впечатление и особенно отметил обработку им «Камаринской» М. Глинки. Омрачило эту встречу лишь одно
обстоятельство.
«Не могу умолчать, — пишет М. Стахович, — что меня сильно огорчило полное неуважение Моркова к Высотскому. Я понимаю,
что он чувствует, что пошел далее Сихры и Высотского, и кто же, знающий дело, не поймет этого, слушая его последние сочинения — за то ему и честь и почетное место,
первое в наше время, как художнику. Я понимаю также, что чувство совершенного одиночества при серьезном занятии нашим инструментом,
одиночества, при котором некому сообщить своего взгляда, своего понятия, своего нового слова, должно действовать мизантропически на художника; но как равнять
Высотского с одним гитаристом, с которым его равняет Морков, гитаристом, между которым и Высотским расстояние как от земли до неба — этого я понять не могу. Ляхов,
бывши в Петербурге, слышал тоже это суждение Моркова, и смело защищал Высотского — я тоже. Мы, гитаристы московской школы, должны от-
[6] Подлинный текст «Истории семиструнной гитары» (по крайней мере, его существенная часть), опубликованный в
«Гитаристе» (1999, №1, с. 56-63) и на сайте журнала и разошедшийся оттуда затем по всему Рунету, местами искажен
до неузнаваемости, да так, что иной раз являет прямую противоположность написанному Стаховичем. Вряд ли это
сознательная фальсификация или чья-то дурная шутка, но факт остается фактом. Причем, более всего почему-то «досталось» именно
Моркову! В первом цитируемом выше фрагменте вставлено несколько «не» и похвальный отзыв
Стаховича приобрел негативное значение, кроме того, вместо Морков стоит Саренко (не увидев этой подмены А. П.
Красюков в своей работе «Генерал-гитарист Саренко» приводит слова Стаховича сказанные им о Моркове, как характеристику Саренко), во
втором, вместо «гитара не погибнет... не иначе как через руки Моркова» читаем «через руки Циммермана»! Проверено нами по «Москвитянину» – Ред. |
|
стаивать память и справедливые заслуги нашего учителя, пусть новая школа идет далее и совершенствуется, но старый триумвират гитары: Сихра,
Аксенов и Высотский, должен оставаться неприкосновенным».
Возможно, Стахович все-таки несколько сгустил краски. Можно допустить, что Морков не питал к Высотскому того пиетета, который питал
к нему Стахович, поскольку у него был свой кумир — Сихра, а в дискуссии о гитарных школах без обиняков отдавал первенство гитаристам Петербурга, что и было столь
болезненно воспринято М. А. Стаховичем. Как бы то ни было, но Моркова сложно заподозрить в заносчивости и оскорбительном высокомерии по отношению к тем, кто,
как и он, был душой и сердцем предан гитаре. Вот как описывает характер и круг его общения А. В. Ширялин в «Поэме о гитаре»:
«Морков жил уже во время упадка интереса к гитаре, поэтому неуважительное отношение к любимому инструменту вызывало раздражение и
нежелание публичных выступлений и приводило к созданию замкнутого круга любителей, в котором могли с полным взаимопониманием общаться только поклонники гитарной музыки. Поэтому
Морков часто устраивал гитарные вечера, вопреки своей «мизантропии». К тому же он был слаб здоровьем и часто болел — это не прибавляло оптимизма [7].
Кстати, гитаристами-мизантропами, кроме Моркова, считались Циммерман и Макаров. Но вот что удивительно:
«мизантроп» Морков дружил с другими названными «мизантропами» — Циммерманом и Макаровым, последний к тому же играл на гитаре шестиструнной, не любил гитаристов, играющих
на семиструнной гитаре, однако общие гитарные интересы сближали этих столь разных по характеру людей. Кроме упомянутых Циммермана и Макарова, Морков
был дружен с другими гитаристами — А. О. Сихрой, И. А. Плесковым, Н. И. Александровым, Н. И. Павлищевым, О. А. Петровым, А. П. Цезаревым, М. Д. Соколовским.
Есть у Моркова посвящения Сихре, Аксенову, Цезареву, О. Петрову, Павлищеву. Сихра, в свою очередь, посвятил Моркову «Школу» и ряд других сочинений. Посвящал Моркову свои
произведения и Циммерман.
Круг знакомств Моркова среди музыкантов не был ограничен гитаристами — он был также лично знаком с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским,
как мы уже говорили, со знаменитым оперным певцом и гитаристом О. А. Петровым, его женой — известной певицей А. Я. Петровой и другими.
Есть у него посвящения Глинке, Даргомыжскому, сестре Даргомыжского Эрминии Сергеевне» [8].
О Моркове, как о гитаристе и сочинителе, А. В. Ширялин пишет:
«Гитарой занимался интенсивно, делал переложения, обработки, сочинял,
давал уроки. Дюбюк отзывался о Моркове как о высокообразованном музыканте. Правда, его игра не особенно восхищала современников, но
ведь его сравнивали с выдающимися виртуозами, одно это уже делало ему честь.
Будучи образованным музыкантом, Морков
[7] Это явный художественный домысел автора, не имеющий под собой никакой документальной основы.
[8] Ширялин А. Поэма о гитаре. М., 1994. – С. 29.
|
|