стремился и гитару вести в общемузыкальном русле, видимо, предчувствуя гибельный для нее уход в свою специфику в то время, когда русская
музыкальная культура успешно осваивала европейские музыкальные формы. Морков, понимая, что гитаре не выдержать соревнования с фортепиано ни в силе звука, ни
в полноте и сложности фактуры, ни в диапазоне высокого и низкого регистров, ни в широте, серьезности и разнообразии репертуара, стремился увеличить ее возможности за счет ансамблей: двух гитар (большой и
кварты), гитары и скрипки, гитары и фортепиано, то есть стремился вывести гитару из привычного круга домашнего или салонного музицирования. При этом ее виртуозной, сильной стороне уделял гораздо меньше
внимания, то ли в силу поставленной задачи, то ли из-за недостатка своего дарования для освоения ее виртуозной сути. Как бы то ни было, он, проявляя музыкальный вкус,
делал удачный выбор в художественном отношении материала для переложений и обработок. Хорошо зная музыкальную литературу русских и западных композиторов, он знакомил гитаристов с произведениями
Гайдна, Бетховена, Россини, Верди, Шуберта, а также с музыкой Глинки, Даргомыжского и других отечественных творцов музыки. У Моркова есть и свои изящные миниатюры, выдержанные по форме,
отличающиеся хорошим вкусом. Среди обработок народных песен также имеются замечательные по своим художественным достоинствам, хотя и без размаха и виртуозности Сихры и Высотского.
В. И. Морков был также хорошим педагогом — известны многие его ученики» [9].
В приводимой выше оценке Моркова Ширялин почти полностью полагается на характеристику, данную ему ранее в книге Б. Л. Вольмана «Гитара в
России» и, очевидно, основывается на ней и ей следует, лишь местами частично поправляя, перефразируя и дополняя источник:
«Как гитарист он не вызывал особого восхищения, занимаясь гитарой лишь попутно, в дополнение к своим
музыкально-литературным трудам, из которых наибольшую известность получила книга «Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по
1862 год» (СПб., 1862). В основном Морков был музыкальным популяризатором. Его гитарные сочинения – это преимущественно пьесы для
двух гитар (обычной и кварт-гитары), для гитары и скрипки, гитары и фортепьяно. Хорошо зная музыкальную литературу, Морков делал довольно
удачный в художественном отношении отбор материала для переложений, но мало учитывал при этом специфику гитары, берясь за такие произведения,
которые в переложении для гитары соло невыполнимы по своей сложности. <...> Довольно большой каталог печатных сочинений Моркова для гитары
используется гитаристами сравнительно мало. Причина этого – недооценка Морковым гитары как сольного инструмента и недостаточное знание всех ее
свойств. Рассматривая гитару как равноценный фортепьяно инструмент, Морков был вынужден в целях сохранения полноты гармонии делать
переложения не для одной гитары, а для двух или для гитары с сопровождением фортепьяно. Как композитор Морков не представляет
интереса. Что же касается его переложений, то, следуя по пути, намеченному Сихрой, они во многом усту -
[9] Там же, с. 28-29. |
|
пают переложениям его учителя» [10].
Повторяющаяся у обоих авторов фраза о том, что Морков-гитарист не вызывал «особого восхищения», при всем к ним
уважении, представляется не более чем умозрительным предположением, поскольку (даже если допустить, что это было и так) никаких подтверждений такому выводу
имеющаяся литература нам не сохранила, а там, где имя Моркова встречается, оно, как правило, сопровождается самыми лестными для него
эпитетами. К тому же, вряд ли вообще возможно определить, каким должно быть восхищение, чтобы его можно было назвать «восхищением».
Извещение о выходе новых сочинений
Владимира Моркова.
«Северная пчела», № 43, 24 февраля 1844 г., стр. 170.
В 1862 году В. И. Морков издал собственную «Полную школу для гитары». В Предисловии к ней он писал:
«Из всех изданных по настоящее время школ для семиструнной гитары, лучшею и наиболее доступною для изучающих
этот инструмент следует по всем правам назвать теоретическую и практическую школу, составленную около двадцати пяти лет тому назад, знаменитым в свое время
виртуозом и композитором Андреем Осиповичем Сихрою. Почти все более, или менее известные в России гитаристы, обязаны этой школе музыкальным своим образованием,
но несмотря на многие неоспоримые ее достоинства, нельзя однако же не согласиться, что при современных нам требованиях гитарной музыки и значительном
в последнее время усовершенствовании самого инструмента, оказывается она теперь уже далеко не вполне удовлетворительною. Вот причина,
побудившая меня составить новую школу, с подробнейшим изложением правил, необходимых для постепенного развития механизма правой и
левой руки и вообще игры на гитаре. При изложении примеров, относящихся к правильной расстановке пальцев, я следовал методе,
заимствованной мною у А. О. Сихры, который в продолжение многих лет был руководителем моим в музыке. Смею надеяться, что труд мой,
основанный на тридцатилетней практической опытности, принесет любителям гитары некоторою пользу».
[10] Вольман Б. Гитара в России. Л., Музгиз, 1961. – С. 92-93. |
|