и уговаривал семейство купить ему гармонь… Продали корову и командировали в райцентр за гармонью. Гармонь он ещё не купил, но уже крепко обмыл будущую
покупку с приятелями… Только и смог вовремя купить брату Ваське струны для балалайки… Моя матушка была у него седьмой по счёту женой. И, к
слову, когда он восемнадцатилетним председателем колхоза прокутил почти весь колхоз – ему дали год, а другой добавили за многожёнство…»
Так «обласканный» родителями и послевоенными годами рос и креп, постигая премудрости жизни, талант земли русской. Всегда искренний
с самим собой – до дна, до конца, до истины.
«На спор дважды переплывал Оку», мог «метров тридцать пройти под водой без особого напряга», занимался в секции классической борьбы,
увлекался путешествиями на байдарках. И всегда любил жизнь и природу, отмечая: «Чем дальше человек от природы, тем он беспомощ -нее, превращаясь в чистую
абстракцию».*
ХУДОЖНИК
Вспорхнула кисть
с полутонов природы…
Желание постичь тайны живописи привело А. Ширялина в московское художественное училище (системы «Трудовые
резервы»), по окончании которого он получил творческую специальность. Впоследствии профессиональную карьеру посвятил музыке, что, однако, не помешало ему
создавать неповторимые художественные полотна с использованием уникальной, придуманной им самим, техники письма.
Кто хотя бы однажды видел картины Ширялина, с лёгкостью отличит их от работ других художников. Плавность линий, влекущая взор
своими загадочными округлостями или, на первый взгляд, их отторгающая остроконечность, одинаково завораживают. Картины исподволь
притягивают, предлагая задуматься над истинным замыслом своего создателя. Магия полотен состоит в том, что их можно рассматривать вновь
и вновь, воспринимая каждый раз по-иному. Искренность мужественности образов в одних произведениях соперничает с искренностью женственности на других.
Невозможно, глядя на творения Анатолия Владимировича, не прочувствовать посыл художника. Картины поют цветами палитры, вызывая озвученные образы.
Кисть художника, словно птица, выпорхнувшая из заката или рассвета, переносит на полотна нежность и притягательность полутонов природы,
нисколько не ограничивая фантазии зрителя. Картины многообразны и многослойны. Под внешней незамысловатостью скрывается прочувствованный
драматизм, что лишь подчёркивает подлинное мастерство А. Ширялина. Плавное перетекание стиля, из одного полотна в другое, создаёт впечатление единства
художественного пространства всех картин, созданных мастером. |
|
А. Петров пишет об Анатолии Владимировиче: «По-разному идут художники к своим будущим полотнам. Анатолий Ширялин
с детства начал заниматься живописью… После одной из выставок… критик назвал направление творческих поисков Анатолия
Ширялина «религиозно-философским символизмом». Сам художник, однако, больше склоняется к определению: «философский эзотеризм». Философские
принципы не позволили Ширялину пройти мимо русской живописной школы. Её он считает одной из вершин изобразительного осмысления мира. Поэтому
так явственно влияние иконописной живописи на его творчество, что вполне естественно и закономерно. Не разделяя ни духовных установок
культовой живописи, ни исполнительской традиции, ни даже сюжетности, он стремится к такой же неумолимой конструктивности, наполненной
вольностью и жизненностью цветовых градаций и нюансов. Для него это способ воплотить в своих работах античные философские учения о пределе и беспредельном…
Современный художник, по убеждению Ширялина, обречён на свободу творчества, главная его задача – избегать соблазна впасть в произвол.
Тут он должен призвать себе в помощь духовный опыт тысячелетий, сокрытый в философской символике, что вмещает
и купола единого Храма, и Вечную Душу, и Вечную Женственность, и само Время…»**
На одной из выставок А. Ширялин так представил своё творчество: «В данных живописных
полотнах используются элементы средневековой живописи: стремление к геометрически чёткому построению композиции и в то же время явно
музыкальная пластика линии; даже в настроениях есть отзвуки принципов средневековой иконографии. Однако колористическое сходство
отсутствует полностью. Несмотря на некоторую отрешённость образов, здесь преобладают иные настроения: лиризм, интимность, т. е. индивидуальные переживания. И
это естественно: за плечами автора нет направляющей религиозной системы, что растворила бы личностное в целом, нет многовековой традиции определённого ремесла, преемственности
образных и композиционных принципов. Здесь всё творится как бы заново, усилием одной личности, сомневающейся, порой неуверенной в адекватности выражения и
самоценности творчества, ибо творчество наше нередко без адреса. На случайного зрителя. Поэтому сегодняшний художник, по выражению
Державина, – Бог и червь одновременно. Художник средневековья точно знал, кому адресовано его искусство. Это придавало уверенности. Но
он оставался скромным служителем системы, без которой его творчество становилось абсурдным…».**
Всего Анатолием Ширялиным создано более тридцати картин, каждая из которых достойна сокровищницы мировой культуры. |