ные предметы жизнь: «Печные трубы тянули к небу свои длиннющие прокопчённые шеи с жалобой
на самих себя, за свою причастность к огненной стихии». О героине романа, Дарье Спиритовне, автор пишет трепетно, слегка касаясь: «Всё в ней
было удивительным: грациозная женственность и хрупкая нежность ребёнка, зов чувственности и страдальческая чистота, упоительное лукавство
и тревожащая душу доверчивость, расслаблено-сладкая истома и упругая женская сила, царственная гордость и робкая покорность».
Герои романа говорят так же необычно, как и мыслят: «Мне даже захотелось утонуть в их необъятностях, хотя бы на
миг, когда всё пойдёт вкруговую… А вообще-то женщина – имя притягательное», «А смысл – простая ценность слиться душою с… да что там, нет ничего прекрасней,
чем есть в это мгновенье…», «Что раскаиваться, если в поступке и грех, и оправдание. Что бы ты ни совершил – всё греховно, и как бы ни застрял
в грехе – всё оправдательно».
«Сполохи» – редкое произведение, которое нужно оставлять на десерт для неспешного интеллектуально-эстетического наслаждения. Те,
кто вместо добротного и полезного духовного обеда любят небрежно бросить в рот тягучий комок жвачки со вкусом,
идентичным натуральному, могут не беспокоиться. Роман А. Ширялина – для гурманов-археологов культуры, жаждущих отыскать в прошлом, настоящем и будущем частицы истины.
Мемуарный роман «Из забытья» – одно из интереснейших произведений современной российской литературы подобного
жанра. Удивительно, но тяготы послевоенного времени не ожесточили, а, напротив, закалили автора, направив
его помыслы и стремления на достижение трудных, почти невыполнимых целей. Произведение буквально пропитано любовью к людям и окружающей природе. А, главное –
любовью к женщине. О ней, как о величайшем творении Создателя, А. Ширялин пишет особо, с восхищением, оттого что на пути своём встречал лишь женщин
необыкновенно привлекательных. Или они сами поджидали его за поворотами судьбы? Одна – «красавица, невыносимо обаятельная, женственная». Другая –
«русоволосая раскрасавица. От неё веяло отрадной прохладой и ароматом безгрешности. Она как будто не ходила, а порхала над землёй. С грудью и животом Афродиты, с
женственного ваяния коленями. Но с крутым и решительным характером». Третья «с горящими тёмными глазами. Пойми их цвет, если они мерцают и переливаются, как
драгоценные камни. Со взрывным и непредсказуемым характером». Четвёртая…
Прочитав эту книгу, неизбежно хочется ещё вкусить плодов древа творчества писателя.
И вновь – сюрприз. Повесть «Свадьба».**** Искромётный юмор, приправленный описани- |
|
ем хмельной свадебной суеты, происходящей в «заводской общаге, где комнаты, как зэковские камеры, расположены вдоль коридора… двери
со сбитыми номерами, все одинаково обшарпаны ногами, будто бесхозные половички». Текст воспринимается «на едином дыхании». Лишь
позже, осмысливая повествование, читатель начинает расслаивать сюжет на составляющие. То, что на первый взгляд показалось смешным, на
самом деле печально. Где же грань между весёлым и грустным, хорошим и дурным? И опять подстерегают подводные камни философски глубинного мышления автора,
ведь его творчество неоднозначно. Оно требует особого восприятия каждой фразы, а это доступно лишь вдумчивому и серьёзному читателю.
Роман «Кутерьма» – это незавуалированная чувственность, тонкий юмор, и, как всегда, глубокая философия. Интеллектуально подобранный
смысловой ряд заставляет постоянно сосредотачиваться. Кажущееся вначале незатейливым, повествование притягивает азартом, элегантным
юмором и будоражащей мистикой. В смысл нужно буквально втискиваться и постоянно воспринимать всё всерьёз. «Пламя вырвалось из-под застрех
и захлопало будто крыльями; сквозь тесовые доски торца пробивался дым, окрашенный в сизо-оранжевый цвет, ниспадая каскадом, живо
напоминал петушиный хвост: и в довершение всего из полуоткрытой чердачной дверцы сеней вверх устремился жгут огня, раскручиваясь,
он демонстрировал гордую петушиную голову, увенчанную пламенеющей короной», – так А. Ширялин описывает необычными образами пожар, превращая его в нечто
мистическое.
Литературные произведения писателя, в том числе пока не изданные – «Изувер» и «Ночь без звёзд», изобилующие оригинальной авторской
трактовкой слов, не позволяют просматривать страницы бегло. Читатель словно становится соучастником творчества, концентрируясь на тексте
и включая в восприятие не только мыслительные процессы, но и потенциал внутренних чувств.
Любовь — Забвение — Любовь…
И гений не заметил,
как сказка стала былью…
Притча Птенец, которого звали Шоудай*****, выпал из
гнезда. К счастью, он приземлился на мягкую подушку мха. Лежит и почти не дышит от страха, даже гла -за открыть боится. И вдруг у самого уха
слышит:
– Не можешь ли ты освободить мне дорогу? Ты такой большой, что мне понадобится целый день, чтобы обойти тебя.
Птенец открыл глаза и увидел улитку. «Значит я не самый маленький, – подумал он, – и мне нечего бояться».
– А ты ползи быстрее, – сказал он улитке. |