красок и тембров. […] Завороженный его мастерством, я
сидел неподвижно, пока он снова и снова играл для восторженной
публики...».29
Так же, по словам М. Вайсборда, воспринял гитару Сеговии и первый
советский слушатель: «Исполнительское мастерство Сеговии раскрыло такие
звуковые возможности гитары, такое богатство тембров, что у слушателей
возникали аналогии с оркестром» (Вайсборд М. Сеговия в СССР //
Музыкальная жизнь, 1974, № 6, стр. 22).
Да и сам Андрес Сеговия любил это сравнение и многократно употреблял его
в самых разных вариациях. Уже в статье «Гитара в фаворе», опубликованной
во время его первого приезда в СССР в 1926 году, Сеговия писал о своем
инструменте: «Мягкость и нежность звука, богатейшие полифонические
средства, тончайшее разнообразие ее тембров делают из нее оркестр, как
бы разглядываемый с обратной стороны в бинокль, и ставят ее в первый ряд
инструментов-соло» (Сеговия А. Гитара в фаворе // Рабочий и театр. –
1926. – №13. – С. 13). Позднее, в интервью своему биографу Бернару
Гавоти, он сказал: «Нет, гитару нельзя назвать капризной, у нее просто
яркая индивидуальность. Вот почему она — любимый инструмент нашего
народа. Один испанец — это уже целое общество, как и одна гитара —
оркестр! (Гавоти Б. «Ему нет равных» (К 75-летию Андреса Сеговиа)
//Советская музыка», 1969, № 2, с. 128).
Английский гитарист и известный историк гитары Грэм Уэйд (Graham Wade) в
книге «Сеговия — посвящение личности и его музыке» утверждает, что
Сеговия сформировал свой взгляд на гитару как миниатюрный оркестр еще на
заре своей музыкальной карьеры и нашел в нем как идеал, к которому
стремился, так и стимул для самосовершенствования и развития ее
искусства: «В основании вклада Сеговии в музыку с момента его дебюта в
Гранаде в 1909 году лежал его взгляд на гитару, как на совершенный
миниатюрный оркестр. Вооруженный этим видением, он стал самым знаменитым
и почитаемым гитаристом, которого когда-либо знал мир».30
В той же книге автор приводит следующие слова Сеговии: «Гитара подобна
оркестру, далекому и таинственному, звук от которого приходит к нам
словно из другого мира, гораздо меньшего и более тонкого, чем наш».31
Г. Уэйд поставил их эпиграфом к одной из глав своей книги, указав под
ними лишь имя автора, не называя источника цитаты, и я невольно поймал
себя на мысли, а не случится ли так, что через какое-то время мы утратим
оригинальные источники высказываний Сеговии и также начнем сомневаться в
достоверности их принадлежности ему, как уже не знаем, кто и когда
впервые сравнил гитару с миниатюрным оркестром?… К счастью, пока мы еще
в состоянии их найти, хотя лавина «слепых» цитат, о происхождении
которых ничего не известно, угрожает поглотить вскорости такую
возможность. Слова, не точные, но похожие приведенным выше, Сеговия
произносит в документальном фильме Кристофера Нупена «Песня гитары» (Andres Segovia: The Song of the Guitar / A Christopher Nupen film.
1976), текст из которого зафиксирован также в книге Дж. Клинтона
«Андрес Сеговия. Признательность»: «Гитара подобна оркестру, звуки
которого приходят к нам с планеты, меньшей, но более утонченной, чем
наша. Великий испанский писатель Эухенио д’Орс однажды написал: ‘Песня
фортепиано — это проза, песня виолончели — это стихи, песня гитары —
это... песня’».32
Еще одно сравнение гитары с оркестром Сеговия делает в своей
автобиографии:
«Оркестр, в силу разнообразия и целевого расположения его инструментов,
заставляет нас чувствовать себя свидетелями рождения вселенной звуков, в
которой все дисциплинировано и находится в идеальном порядке благодаря
волшебной дирижерской палочке чудотворца, стоящего перед ней.
И все же гитара, благодаря богатству ее тона, — и я часто уже об этом
говорил — напоминает оркестр, рассматриваемый в перевернутый бинокль:
маленький и лирически-интимный. Оркестр в ней рафинирован и сжат,
подобно сотне лесных ароматов в маленьком флаконе».33
И во времена Сеговии, и уже после него, было немало и других достойных
гитаристов, чью гитару по праву сравнивали с миниатюрным оркестром, но
это уже другая история...
На этом мы считаем необходимым поставить в нашем разговоре если не
точку, то хотя бы многоточие… Возможно, нам еще откроются сведения,
которыми мы пока не располагаем, и тогда, в свете новых фактов, его
можно будет продолжить. Сейчас же, подводя итог сказанному, хочу
выразить мнение, что у гитаристов всегда были, есть и будут основания
любить свой инструмент и им гордиться. Да, мы дорожим добрыми мнениями и
оценками гитары, и особенно, когда они исходят со стороны, от музыкантов
других специальностей. Нам, конечно же, очень приятно быть замеченными и
отмеченными людьми, прославившими свое имя в музыке и ставшими ее
классиками, и таких музыкантов немало. Каждое их слово в поддержку
гитары — бесценное достояние и большая честь для гитары. Но нам не нужны
«фальшивые» или сомнительные мнения, у гитаристов достаточно
собственного достоинства, чтобы заявить: СВОЕГО НЕ ОТДАДИМ, НО И ЧУЖОГО
НЕ НАДО! |
[29] «Back in Germany after concerts in Düsseldorf, Köln, Essen, Dresden, and Leipzig, all with orchestra, I had a few days’
rest in Berlin. I spent the time visiting old frends and going to concerts.
One of the concerts was the guitar recital of Andres Segovia, whom I had not heard before. The exquisite artist transformed his intimate guitar
into a miniature orchestra with many shades of color and timbre. […] Astonished with his mastery, I stayed as long as he played for the
enthusiastic audience» (Piatigorsky, Gregor. Cellist. New York, Doubleday & Co., 1965. P. 174).
[30] «Segovia’s contribution to music since his debut in Granada in 1909 has been founded on his view of the guitar as an exquisite miniature
orchestra. Armed with this vision, he has become the most celebrated and honoured guitarist the world has ever known» (Wade, Graham. Segovia.
A Celebration of the Man and His Music. Allison & Busby, 1983. P. 72).
[31] «The guitar is like an orchestra, distant and mysterious, its sound coming to us as if from a world much smaller and subtler than ours»
(там же).
[32] «The guitar is like an orchestra whose sounds come to us from a planet smaller and more delicate than ours. The great Spanish writer
Eugenio d’Ors wrote once, «the song of the piano is a discourse. The song of the ‘cello is an elegy. The song of the guitar is... a song’»
(Andres Segovia: The Song of the Guitar (The Script) // Clinton, George. Andrés Segovia: An appreciation. London: Musical New Services, 1978, p. 97).
[33] «An orchestra, due to the diversity of its instruments and its spatial goals, makes us feel as if we were witnessing the creation of a
uni-verse of sounds in which everything is disciplined, in perfect order, thanks to the magic baton of the miracle worker standing before it.
And yet, because of the richness of its tone, the guitar — and I have said this frequently — is like an orchestra seen through a pair of
reversed binoculars: small, and of lyrical intimacy. In it the orchestra is refined and condensed, like a hundred forest perfumes in a small
bottle» (Andres Segovia: An Autobiography of the Years 1893-1920. New York: Macmillan Publishing Co., 1976, pp. 17-18). |