Портрет балерины и сегодня
украшает фойе Большого театра. Гюллень-Сор воспитала целую
плеяду русских артистов балета — Санковскую, Прижевскую,
Богданова. Долгие годы она возглавляла и балетную школу князя
Юсупова в его подмосковном имении Архангельское.
Балеты Ф. Сора ставились и в Петербурге. Здесь на Театральной
улице еще в начале XVIII века открылось одно из первых нотных
хранилищ. В фондах его собраны оперы и балеты, исполнявшиеся на
сценах Императорских театров. Здесь автор этих строк и обнаружил
автограф Ф. Сора — первую страницу нотного текста «Сендрильоны».
Деятельность Фернандо Сора в Большом театре — яркая
страница его русской биографии. Рядом с испанским композитором
работали выдающиеся деятели русского искусства — Алябьев,
Верстовский, Виельгорский — создатели жанра оперы-водевиля. Так,
в 1824 году ими была создана опера-водевиль «Проситель». Тогда же
появилась и опера-водевиль Верстовского «Кто брат, кто сестра, или
Обман за обманом» по пьесе А. Грибоедова и П. Вяземского.
«Московские ведомости» 12 января 1824 года сообщили о том,
что «танцовщицы Борисова, Заборовская и Родецкая исполнят по-русски
дивертисмент Сора». Уведомляя москвичей о постановках
дивертисментов испанского композитора, «Московские ведомости»
уточняли: «новая музыка Сора». Эти публикации свидетельствуют о
том, что уже вскоре после приезда испанский композитор «заговорил
по-русски».
Создание Ф. Сором дивертисментов отвечало духу времени —
подъему патриотизма, возросшему интересу к национальным
духовным ценностям. Неслучайно основу дивертисментов
составляли народные песни и танцы. А их содержанием становилась
сама жизнь — веселые свадьбы, бытовые сценки, гулянья. На сцену
переносились радость, веселье, красочные декорации и костюмы —
все то, что составляло притягательную силу дивертисментов. Они так
и назывались: «Гулянье в Сокольниках», «Гулянье в Марьиной
роще», « Гулянье на Воробьевых горах».
В годы работы Ф. Сора в Большом театре существовала единая
оперно-драматическая труппа. В один вечер на сцене могли исполняться
опера-водевиль и балет или комедия и дивертисмент. Это, естественно,
расширяло возможности общения Ф. Сора со своими коллегами-композиторами,