а не существовало ли и печатного издания? Ответ был найден мной в публикации «Московских ведомостей» за 1826 год: «В
музыкальные магазины Ленгольда на Ильинке и Рейнздорфа на Никольской улице поступил в продажу печальный марш, игранный в полках 15 дивизии во время везения тела в Бозе
почившего Благословенного Императора Александра I, положенный для фортепиян, ценою по 2 р.». Я продолжал поиск… Печатный экземпляр
был обнаружен в нотном собрании Исторической библиотеки в Москве. Он был опубликован одним из первых нотных издательств Петербурга -
издательством И. Пеца в 1826 году. Находилось оно на Большой Морской. Здесь же И. Пец открыл нотный магазин и нотную библиотеку.
Итак, нотные тексты найдены. И теперь, вместо примечания: «нотный текст не сохранился» — должно бы появиться такое: «Нотный текст
существует в двух вариантах — рукописном и печатном».
«Марш» — это не только еще одно обнаруженное сочинение выдающегося мастера. Это еще и подлинный документ об одном из самых судьбоносных
периодов русской истории — царствовании Александра I.
О Фернандо Соре написано немало книг, диссертаций, статей. О нем, казалось бы, известно все. И почти ничего о его трехлетнем
пребывании в России. А между тем годы, проведенные испанским композитором в Москве, были яркими и плодотворными. Их можно
отнести к истокам русско-испанских музыкальных связей. Ведь до приезда Михаила Глинки в Испанию, ставшего поворотным в
истории этих связей, оставалось менее двух десятилетий.
Фернандо Сор приехал в Россию в 1823 году. Неповторимый облик Москвы, древней русской столицы, уклад ее жизни, радушие жителей, — все это не
могло не волновать композитора. Жадно вглядываясь во все, что происходило вокруг, он стал очевидцем стремительного возрождения города
после разрушений и пожаров 1812 года. Уже почти полностью был восстановлен центр Москвы, закончена реконструкция
Красной площади, Александровского сада. В 1817 году центр города украсило здание Манежа. На глазах Фернандо Сора
завершалось и строительство Большого театра, получившего это название благодаря своему размеру и великолепию. Торжественное открытие Большого
театра состоялось 6 января 1825 года. Оно стало событием не только культурной жизни Москвы, но и всего русского
искусства… Этот день стал незабываемым и для Фернандо Сора: на
сцене Большого театра был поставлен его
балет «Сендрильона». Вечер