нередко звучали впервые исполняемые в России
сочинения. Здесь учили понимать музыку. Всей Москве были
известны музыкальные салоны Виельгорского, Волконской,
Грибоедова, Апраксина.
Старинная московская улица Знаменка соединяет Кремль с Арбатской
площадью. До наших дней на Знаменке сохранился дворец
графа Апраксина, в котором находился его музыкальный салон. В течение
нескольких лет путь автора этих строк в консерваторию проходил по
Знаменке. Но тогда я не знал, что здесь, во дворце Апраксина,
неоднократно выступал Ф. Сор. Еще в 1813 году добрейший
хозяин дворца — Степан Степанович Апраксин предоставил зал,
вмещающий тысячу слушателей, для концертов и спектаклей. В
1824 году «Московские ведомости» сообщили, что 3 марта состоится
«большой вокально-инструментальный концерт в доме его
превосходительства Степана Степановича Апраксина, в котором будут
петь г-жа Анти, г.г. Перуцци и Този, играть на фортепьяно г-н Филд,
на гитаре г. Сор, он же разные пьесы на арфе». Все названные участники
концерта — прославленные артисты того времени. По словам
В. Одоевского, колоратурное сопрано Л. Анти была одной из лучших певиц
XIX века.
С именем ирландского композитора и пианиста Джона Филда
связана еще одна яркая страница русского фортепьянного искусства.
В Москве Фернандо Сор и Джон Филд часто выступали вместе. Нередко это
были и благотворительные концерты в пользу престарелых
и больных артистов. Возможно, через Джона Филда произошло знакомство
Фернандо Сора с русским гитаристом Михаилом Тимофеевичем Высотским
(1791-1837). Выходец из крепостной семьи, он
лишь в двадцатидвухлетнем возрасте стал свободным человеком.
Русская народная песня была основой творчества Высотского. Развивая
традиции народных виртуозов, он создавал неповторимые образы
импровизационного искусства. И это не могло не заинтересовать
испанского гитариста. Итогом их встреч явилась «Фантазия на
тему Сора», созданная Высотским. Облик русского музыканта-самородка
сохранил художник В. Тропинин в портрете «Гитарист»
(1823 г.). Высотскому посвятил стихотворение «Звуки» гениальный
Михаил Лермонтов.
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;