Даргомыжский Александр Сергеевич (1814-1869) – великий русский композитор. С конца 50-х годов развернулась
музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. В 1859 г. он был избран членом Российского Музыкального Общества, а в 1867 г. стал
председателем Петербургского отделения. Даргомыжский участвовал в организации первой в России консерватории.
В конце 50-х – начале 60-х гг. сблизился с группой молодых русских
композиторов (в последствии «Могучая кучка») и оказал значительное влияние на их творчество.
Наряду с Глинкой является основоположником русской классической музыкальной школы. Наиболее известные оперы: «Эсмеральда» (1847),
«Русалка» (1856), «Каменный гость» (1872).
Среди друзей Даргомыжского А. С. были гитаристы, играющие на русской семиструнной гитаре, ученики и последователи патриарха гитары Сихры: в
первую очередь Морков В. И. (1801-1864) и Саренко В. С. Кроме того, Даргомыжский поддерживал дружеские отношения с гитаристами Н. П.
Макаровым (1810-1890) и Александром Григорьевичем Палевичем. Творческую близость Даргомыжского с гитаристами исследователь его творчества М.
Пекелис в книге «Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение» объясняет тем, что композитора увлекали демократические формы музыки:
крестьянская, городская, бытовая песенность, водевильные куплеты и искусство русских цыган.
В своих неопубликованых воспоминаниях, бывший артист императорского
Московского и Санкт-Петербургского театра Константин Николаевич де Лазари называет Саренко В. С. «другом и прияте-
С. 24
лем А. С. Даргомыжского». Василий Степанович был страстным поклонником музыки
Даргомыжского. Саренко аранжировал для гитары его романс «Юноша, горько рыдая» на стихи А. С. Пушкина. Современное название указанного сочинения
«Юноша и дева». Различие объясняется тем, что у Пушкина стихотворение не озаглавлено.
Дружба с гитаристами, и в частности с Саренко, в определенной степени повлияла на творчество Даргомыжского. Так, в 1849 г. Даргомыжский
опубликовал две цыганские песни «Ненаглядная ты» и «Если встречусь с тобой», в которых ходы мелодии оттеняются характерным гитарным сопровождением.
Дружеские отношения Даргомыжского с гитаристами находят подтверждения в следующих фактах. С гитаристом Морковым В. И. он написал фельетоны на
музыкальные темы и напечатал их в «Искре». Другой пример: в письме к князю Одоевскому В. Ф. Даргомыжский просит посодействовать приёму в
воспитательное заведение семилетней дочери бедного чиновника, гитариста Палевича А. Г., и отзывается о нём как «о человеке, во всех отношениях достойном».