ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

КРАСЮКОВ А. П.

САРЕНКО.
ЖИЗНЬ И ГИТАРА.

к 200-летию со дня рождения

Воронеж • 2012

 

Полный текст книги
в формате PDF

Фотоиллюстрации

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ


 С. 23

Саренко и Даргомыжский

   Даргомыжский Александр Сергеевич (1814-1869) – великий русский композитор. С конца 50-х годов развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. В 1859 г. он был избран членом Российского Музыкального Общества, а в 1867 г. стал председателем Петербургского отделения. Даргомыжский участвовал в организации первой в России консерватории.
   В конце 50-х – начале 60-х гг. сблизился с группой молодых русских композиторов (в последствии «Могучая кучка») и оказал значительное влияние на их творчество.
   Наряду с Глинкой является основоположником русской классической музыкальной школы. Наиболее известные оперы: «Эсмеральда» (1847), «Русалка» (1856), «Каменный гость» (1872).
   Среди друзей Даргомыжского А. С. были гитаристы, играющие на русской семиструнной гитаре, ученики и последователи патриарха гитары Сихры: в первую очередь Морков В. И. (1801-1864) и Саренко В. С. Кроме того, Даргомыжский поддерживал дружеские отношения с гитаристами Н. П. Макаровым (1810-1890) и Александром Григорьевичем Палевичем. Творческую близость Даргомыж­ского с гитаристами исследователь его творчества М. Пекелис в книге «Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение» объясняет тем, что композитора увлекали демократические формы музыки: крестьянская, городская, бытовая песенность, водевильные куплеты и искусство русских цыган.
   В своих неопубликованых воспоминаниях, бывший артист императорского Московского и Санкт-Петербургского театра  Константин Николаевич де Лазари называет Саренко В. С.  «другом и прияте-


 С. 24

лем А. С. Даргомыжского». Василий Степанович был страстным поклонником музыки Даргомыжского. Саренко аранжировал для гитары его романс «Юноша, горько рыдая» на стихи А. С. Пушкина. Современное название указанного сочинения «Юноша и дева». Различие объясняется тем, что у Пушкина стихотворение не озаглавлено.
   Дружба с гитаристами, и в частности с Саренко, в определенной степени повлияла на творчество Даргомыжского. Так, в 1849 г. Даргомыжский опубликовал две цыганские песни «Ненаглядная ты» и «Если встречусь с тобой», в которых ходы мелодии оттеняются характерным гитарным сопровождением.
   Дружеские отношения Даргомыжского с гитаристами находят подтверждения в следующих фактах. С гитаристом Морковым В. И. он написал фельетоны на музыкальные темы и напечатал их в «Искре». Другой пример: в письме к князю Одоевскому В. Ф. Даргомыжский просит посодействовать приёму в воспитательное заведение семилетней дочери бедного чиновника, гитариста Палевича А. Г., и отзывается о нём как «о человеке, во всех отношениях достойном».

 
Рейтинг@Mail.ru