ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

КРАСЮКОВ А. П.

САРЕНКО.
ЖИЗНЬ И ГИТАРА.

к 200-летию со дня рождения

Воронеж • 2012

 

Полный текст книги
в формате PDF

Фотоиллюстрации

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ


 С. 26

Ученик Микулин

   Саренко не отказывал в содействии желающим освоить игру на гитаре, хотя, как учитель, был очень нетерпелив и раздражителен. Возможно, это объясняется тем, что сам он много работал над совершенствованием мастерства игры, а ученики не слишком много уделяли времени инструменту и не достигали того уровня, который должно было иметь при большом старании.
   Один из учеников Саренко В. С. – Микулин И. Н. был в своё время выдающимся гитаристом (фото 4). Микулин И. Н. – певец-бас Мариинского оперного театра – на сцене носил фамилию «Никулин». Знаменитый артист О. А. Петров заявлял, что ему «с Никулиным очень приятно петь, а других он не желает».
   По свидетельству современников, Микулин И. Н. был «добродушнейшим и милейшим человеком». У него часто собирались музицировать петербургские гитаристы. Среди его товарищей был уроженец


 С. 27

Воронежской губернии – Дьяков Юрий Ильич (1840-1920) – гитарист, аранжировщик, потомственный дворянин.

Окружение Саренко

   Знакомство Саренко с выдающимися музыкальными деятелями своего времени вносит новые штрихи в его биографию и даёт представление о тех личностях, том окружении, которое повлияло на его творчество как композитора и музыканта.
   Кюи Цезарь Антонович (1835-1918) – русский композитор, музыкальный критик, инженер-генерал, специалист по фортификации, профессор Военно-инженерной академии в Петербурге (1880). В 1896-1904 гг. – один из директоров Петербургского отделения Российского Музыкального Общества. В формировании Кюи-музыканта решающая роль принадлежала М. А. Балакиреву, А. С. Даргомыжскому, В. В. Стасову. Кюи был членом «Могучей кучки», выразителем её взглядов. Написал 14 опер, в том числе, «Кавказский пленник» (1857-1882), «Капитанская дочка» (1911) и более 300 романсов.
   Петров Осип Афанасьевич (1806-1878) – гениальный оперный певец, «дедушка русской оперы», один из лучших учеников А. О. Сихры, дружил с В. С. Саренко и В. Морковым. В 1830 г. приехал в Петербург. 27 ноября 1836 г. исполнил ведущую роль Сусанина в первом представлении оперы «Иван Сусанин» на сцене Петербургского большого театра. Также был первым исполнителем партии Руслана в опере М. Глинки « Руслан и Людмила», первым создал образ Мельника в опере Даргомыжского «Русалка». Саренко В. С. посвятил Петрову О.А. «Фантазию».


 С. 28

   Известен такой интересный факт из жизни Петрова. В 1876 г. состоялся 50-летний юбилей его сценической деятельности, который отпраздновали с небывалой в истории русского театра торжественностью. По окончании мероприятия, когда Петров вышел из театра, поклонники его таланта выпрягли лошадей и повезли его «на себе» в карете до самого дома. Почтенный юбиляр вышел из кареты под победные звуки оркестра и несмолкающие рукоплескания толпы численностью около 5000 человек.
   Следует отметить надпись Мусоргского на преподнесённом им Петрову альбоме: « Славному и дорогому музыкальному дедушке Осипу Афанасьевичу Петрову в великий день Вашего пятидесятилетнего служения искусству. Внучек ваш и, может быть, искусства».
   Петров ещё в детстве самостоятельно научился играть на гитаре. Переехав в Петербург, его любовь к инструменту не только не угасла, но и усилилась под влиянием В. Моркова и В. С. Саренко, ставших его настоящими друзьями. Уже достаточно хорошо владея гитарой, Петров в зрелые годы не постеснялся идти в ученики к А. О. Сихре. Гитарное творчество Осипа Афанасьевича представлено двумя транскрипциями: этюдом Гарбербира и арией знаменитого певца Страделлы, муз. Флотова. Кроме того, в рукописях было найдено 11 аранжировок для двух гитар.
   Стасов Владимир Васильевич (1824-1906) – русский музыкант, художественный критик и историк искусства. Оказал значительное влияние на формирование творческих принципов «Могучей кучки». Из истории известно, что это образное название принадлежит Стасову В. В.


 С. 29

   Лодыженский Николай Николаевич (1842/43-1916) – российский композитор, дипломат. Был родственником и другом Даргомыжского А. С. В 1866-67 гг. сблизился с "Могучей кучкой", где исполнял свои произведения.
   Васильев Сергей Васильевич (1827-1862) – актер. До 1853 года Васильев сыграл 150 ролей в водевилях и только семь в русском классическом репертуаре. А. Н. Островский говорил, что в Васильеве «он нашёл самого желанного исполнителя, одного из тех исполнителей, которые редко выпадают на долю драматических писателей, и о которых они мечтают, как о счастии».

 
Рейтинг@Mail.ru