ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Красюков А. П. Саренко. Жизнь и гитара. (Воронеж, 2012)

КРАСЮКОВ А. П.

САРЕНКО.
ЖИЗНЬ И ГИТАРА.

к 200-летию со дня рождения

Воронеж • 2012

 

Полный текст книги
в формате PDF

Фотоиллюстрации

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ


 С. 15

Гитарист

   Василий  Степанович  осваивал  русскую семиструнную гитару сначала самостоятельно,  а потом


 С. 16

под руководством патриарха гитары – Андрея Осиповича Сихры. Всю жизнь он вспоминал о своём учителе с глубоким уважением и свято хранил его портрет. По словам М. А Стаховича, Саренко вошёл в плеяду лучших учеников А. О. Сихры. Вот их имена: С. Н. Аксёнов, Н. И. Александров, В. С. Алферьев, П. Ф. Белошеин, П. А. Ладыженский, В. И. Морков, О. А. Петров, И. А. Плесков, В. И. Свинцов , М. А. Стахович, Ф. М. Циммерман. Сихра А. О. в «Школе для гитары в пьесах и этюдах» поместил образцы сочинений своих лучших учеников: В. С. Саренко, В. И. Моркова, С. Н. Аксёнова, О. А. Петрова и Ф. М. Циммермана.
   Завершив обучение у Сихры, Саренко остался с ним в самых дружеских отношениях, бывал у него дома и не раз помогал престарелому композитору, обременённому заботой о большой семье. По словам В. С. Саренко: «Сихра так нуждался, что у него не было и двух - трёх рублей».
   Стахович М. А. свидетельствуя о том, что после смерти А. О. Сихры Василий Степанович занимал первое место среди петербургских гитаристов как «игрок удивительный», писал следующее: «Саренко – ученик Сихры, занимающийся музыкой и следящий за её современным ходом в применении к нашему инструменту, разборчивый, с тонким вкусом, опытный игрок и мастер замечательный в сочинении для нашего инструмента – маэстро; и дай Бог ему более и более успеха в деятельности для пользы семиструнной гитары»*.
   В игре на гитаре Саренко придавал большое значение развитию и постановке правой руки. Он был продолжателем дела своего учителя А. О. Сихры,  который  обращал на это особое внимание и любил


 С. 17

повторять: «Мы слышим правую руку, а не левую: левая перебирает лады, а правая извлекает звуки из струн; стало быть, вся ясность и чистота зависят от правой руки». История свидетельствует, что за исключением Циммермана, Саренко и Александрова, ни Высотский, ни Аксёнов – никто в отношении правой руки не продвинул исполнительское мастерство дальше уровня, достигнутого А.О. Сихрой.
   Трудно представить, как сильно Саренко любил гитару; он играл на ней не менее 3-4 часов в день: утром до службы и вечером перед сном. Иногда он брал гитару в больницу, собирал больных кадетов, которые слушали его с большим восторгом и удовольствием.
   Летом, живя на даче, Василий Степанович часто уходил для занятий на гитаре в лес. «Только при страстной любви к музыке и можно достигнуть чего-либо на гитаре», – говорил он. Прекрасные слова, достойные быть вырезанными золотыми буквами на скрижалях истории гитары!
   Известен интересный эпизод, рассказанный художником- портретистом М. Г. Сухоровским (1840-1908).
   «Однажды ночью сильно заболела моя жена. Я бросился к первому попавшемуся доктору и очутился у В. С. Саренко. Прислуга привела меня в спальню, где я увидел доктора, сидящего на кровати и играющего на гитаре.
   Он кивнул мне головой на стоявшее возле него кресло и продолжал играть.
   – Доктор, – говорю я, – извините.
   – Сейчас, сейчас, – перебил он меня. – Вот, слушайте… Растёт…
   – Простите, всё это прекрасно…
   – Только одну минуту, – снова перебил он меня. – Слушайте дальше. Какова музыка? А?


 С. 18

   – Очень, – говорю, – превосходная, только…
   – А вот и финал… Слушайте, слушайте…
   Так проморил Саренко меня около получаса, прежде чем мы с ним отправились к моей больной жене. Долгом считаю прибавить, что жене он очень помог, а играл он так, как никогда я больше не слыхивал… Превосходно играл…».
   Дюбюк А. И. (1812-1897), известный пианист, композитор, написавший музыку ко многим попу­лярным романсам, ученик Джона Фильда (1782-1837), отзывался о Саренко В. С. так же с большой похвалой: «Игрок был первоклассный и музыку знал превосходно, имел много вкуса и фантазии и вообще был всесторонне развитым музыкантом. Играл элегантно, чисто, плавно; струны у него пели и в быстрых и в медленных темпах… А уж как любил гитару. Только и разговору что о ней!…».
   Мнение Дюбюка важно и потому, что он слушал игру многих гитаристов и лично знал А. О. Сихру, С. Н. Аксёнова, М. Т. Высотского, А. А. Ветрова, М. А. Стаховича, И. Е. Ляхова, Цезырева, П. Ф. Белошеина, Ф. М. Циммермана, М. Д. Соколовского. При этом «помимо Ляхова называл ещё крупных 7-струнников – Моркова, а также Саренко и Александрова…».
   Выше всех Саренко ценил талант и игру Ф. М. Циммермана. Между ними установились тёплые товарищеские отношения. Василий Степанович частенько гостил у него в имении, а Циммерман у Саренко в Петербурге. Примечательно, что они были почти земляками, ведь Циммерман жил то в Тамбове, то в своем имении Каменка в Тамбовской губернии, а Саренко родился в г. Воронеже.
   Надо отметить, что Циммерман не любил записывать свои гитарные произведения и импровизации,


 С. 19

издавать их и предоставлять для переписки. Однако, Василий Степанович сам старательно изучал и записывал его сочинения, поэтому вполне возможно, что композиции Циммермана дошли до нашего времени, в том числе, благодаря записям Саренко.


* Приведенная здесь характеристика в оригинале "Очерка истории семиструнной гитары" М. Стаховича относится не к Саренко, а к Владимиру Моркову. Подробнее об этом см. в нашем предисловии к публикации очерка в № 5-6 журнала "История гитары в лицах" (Ред. проекта "ИГвЛ").

 
Рейтинг@Mail.ru