КРАСЮКОВ А. П.
САРЕНКО.
ЖИЗНЬ И ГИТАРА.
к 200-летию со дня рождения
Воронеж • 2012
Полный текст книги
в формате PDF
Фотоиллюстрации
|
СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
|
|
С. 19 |
Стиль игры
Как сейчас принято выражаться среди гитаристов, Саренко
обладал «крупным» звуком. Его внимание было приковано к чёткости и
внятности извлечения звука. Главным в методе Саренко было найти красивый
тон и его тембральные краски. Особенно интересно звучала его гитара в
высоких позициях.
Несмотря на то, что большая часть его сочинений не дошла до наших дней,
принципы подхода к игре на гитаре вполне отвечают современным взглядам
на вопрос звукоизвлечения. Саренко обращал серьёзное внимание на
качество звука, получения чистоты его тона и прилагал много усилий для
достижения желаемого результата. Неутомимо, часами он комбинировал
музыкальные фразы, меняя тембр звучания и от души наслаждаясь большой
палитрой музыкальных красок. По свидетельству очевидцев, его игру можно
было слушать очень долго. Играя, Саренко любил в процессе исполнения
эмоционально подчеркнуть удачные, на его взгляд, места в музыкальном
произведении.
Композитор
Как композитор, Саренко В. С. – яркий
представитель школы А. О. Сихры. Однако, на его
игру |
|
С. 20 |
сильно повлияли сочинения и манера исполнения его друга Ф. М. Циммермана. Превосходная гармонизация,
блестящая виртуозность, изящество и гибкость мелодии, смелая
аппликатура, мастерская компоновка, превосходное знание и умение
пользоваться всеми музыкальными средствами и эффектами инструмента – всё
это составляет неоспоримые достоинства произведений Саренко. Его этюды –
прелестные маленькие фантазии, настоящие “перлы” в литературе гитары.
Сочинения Василия Степановича лучше всего дают представление об его
элегантной, певучей игре. В особенности славятся «Романс без слов»,
фантазия на романс «Бывало, бывало». Газета «Северная пчела» (№ 100 от 5
мая 1852 г.) писала: «На днях слышали фантазию известного нашего
любителя музыки В. С. Саренко (ученика г-на Сихры) на романс графа
Виельгорского «Бывало, бывало». За томной и серьёзной интродукцией
следует самый романс, который особенно мил на гитаре, а потом анданте,
выражающее оригинальную мысль самого автора, в стиле Шубертовских
мелодий. Анданте своей изящной простотой и естественностью хода гармонии
чрезвычайно понравилось. В заключении – блестящий финал. Эта фантазия –
весьма приятный подарок любителям гитары. Вообще, во всех сочинениях
г-на Саренко видно много вкуса и знание инструмента». В числе
оригинальных произведений Саренко следует упомянуть его фантазию « На
берегу моря».
Заслуживает высокой оценки и блестящая по замыслу пьеса «Украинская
пляска» – стройное музыкальное произведение, написанная для гитары соло.
Пьеса была переложена для оркестра и 27 июля 1902 г. исполнена в
Сестрорецком зале симфоническим оркестром под управлением Булериана.
Следует упомянуть ещё о переложении «Украинской пляски»
для пяти гитар, сделанном Д. Г. Ло- |
|
С. 21 |
бодою, руководителем
Киевского кружка гитаристов.
Этюды Саренко в своё время были высоко оценены А. О. Сихрой, поместившим
этюды № 1 и № 4 в свою школу.
Несомненно, не все произведения Саренко уцелели, многие остались
неизданными, в рукописях. Но и то, что сохранилось, составляет крупный и
ценный вклад в сокровищницу гитарной литературы и ставит имя Саренко в
один ряд с именами её лучших композиторов.
Все сочинения Саренко были приобретены и изданы первоначально
музыкальной фирмой
И. Пеца, а затем перешли в собственность фирмы
Ф. Стелловского, а позднее, московской фирмы
А. Б. Гутхейля.
Сочинения В. С. Саренко, изданные в
Санкт-Петербурге Ф. Т. Стелловским
(Реставратор – В. А. Красюкова,
15.07.2010 г.) |
|
|
|