Картина и ее эскиз, имеющие размеры 72 × 59 см., до конца 1970-х гг. находились в частном собрании Е. В. Ляпуновой (1887-1976) в Москве [4].
Сохранилось также несколько набросков к этой работе [5]. Повторением «Гитариста в косоворотке» 1822 года из собрания Е. В. Ляпуновой является
картина, находящаяся в Вятском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых (ранее Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького), поступившая туда из собрания графа А. С. Уварова [6].
Ее размер 80,5 × 64,5. С оригинала этой картины В. Г. Перовым в период
его ученичества, в середине 1850-х годов, была написана копия,
хранящаяся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее,
куда она поступила в 1925 году из Румянцевского музея. Выполненная В. Г. Перовым копия имеет размер 80,5 × 63 см, слева внизу стоит подпись —
В. Перовъ. Следует заметить, что исследователи творчества В. Г. Перова не склонны видеть
в этой работе простого повторения им картины В. А. Тропинина, а усматривают в ней уже элементы будущей творческой индивидуальности начинающего большого художника. «Когда смотришь на тропининского «Гитариста», написанного Перовым,
— пишет Александра Пистунова,
— начинаешь понимать, что копия, выполненная большим талантом, своего рода “перевод” произведения на другой язык. Задумчивый сюжет Тропинина звучит в подаче Перова трагически. Перов и повторяет тропининскую кротость, однако и восстает против нее...» [7].
Впрочем, непосвященному зрителю трудно уловить такие нюансы и остается
только довериться мнению специалиста. Сказать о достоинствах этого
первого «гитарного» полотна Тропинина предоставим возможность
[4] В настоящее время, согласно каталогу «Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог (К-Я). Санкт-Петербург. Palace Editions. 2007», при описании «Гитариста» 1839 года, «одноименный первоначальный вариант (с расшитым воротом рубахи) начала 1820-х гг.
хранится в Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (Москва)» (Указ. источник, стр. 161). Такая запись, казалось бы, указывает на «Гитариста в косоворотке», однако на имеющейся у меня фотографии зала музея (с сентября 2011 г.
– Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки) с картиной Тропинина, отчетливо видно, что это никак не «первоначальный вариант», а тот,
где на гитаристе уже рубаха «с распахнутым на груди воротом». Хранитель фонда музея А. С. Родимкина сообщила, что эта «работа поступила в Музей в 1943 году из Московской Закупочной комиссии как копия».
[5] Два наброска к картине «Гитарист в косоворотке»: гитара, руки и нижняя часть лица (на бумаге водяной знак: 1822; на другой стороне
– Амур. Рисунок с гравюры Клаубера с
оригинала Ван-Лоо), этюды «Гитарист в косоворотке, руки гитариста» (голубая бумага, итальянский карандаш, размер
– 34,6 × 21,6; на обороте эскиза к портрету И. Л. Лазарева),
эскиз картины (голубая бумага, итальянский карандаш, размер – 26,8 × 18,8; на обороте
– набросок «Ополченец со знаменем»).
[6] В этом музее имеются еще две работы В. А. Тропинина:
«Портрет неизвестного мальчика» и «Николаевский солдат».
[7] См.: Пистунова А. Чародей: к 150-летию со дня рождения В. Г. Перова // Москва.
– 1983. – № 12. – С. 163-169. |
|
В. А. Тропинин. Гитарист в косоворотке. 1822.
В. Г. Перов (1834-1882). Гитарист. Государственная Третьяковская галерея. Москва. |