заплатил за нее 300 рублей, а я купил ее по смерти
последнего за 1250 рублей, боясь упустить лучшее свидетельство таланту
Русского Художника, боясь потерять бриллиант русской школы, тем паче,
что она не осталась бы в России, ибо ее торговал английский посол Сир
Багет и давал уже 1200 рублей». В комментарии к каталогу
своего Музеума он же писал: «Всякий, входящий в залу, как мы заметили,
на него (Варнека) первого обращал свое внимание. Лучшие копии с сего
портрета сняты пастельными красками княгинею Е. В. Салтыковой, а маслом
Ю. П. Шереметевой» [48]. К последнему добавим, что эта картина была еще и
литографирована П. Осокиным. В монографии о Варнеке исследователь его творчества В. С. Турчин об этой
картине писал: «В 1812 г. им был написан «Трубадур» –
одно из лучших произведений кисти Александра Варнека. Являясь портретным
изображением В. В. Баранова, оно свидетельствует, что художнику был
знаком тип актерского портрета «с переодеванием», известного в России с
XVIII века. Модель представлена в старинной одежде (в костюме эпохи
Возрождения), на голове – берет с пером. В руках изображенного находится
гитара, а сам он облокачивается на парапет, так что под локтем его –
бумага с нотными знаками. К некоторой предопределенной условности такого
«портрета-метафоры» весьма подходит сугубо «картинный» колорит,
некоторая стилизация под живопись старых мастеров, преимущественно XVII
столетия (композиция портрета напоминает образы музыкантов в
караваджистской традиции европейского искусства)» [49]. В
1830-х гг. в Петербурге коллекция Свиньина разошлась с аукциона и с 1834
по 1884 год картина принадлежала художнику и меценату Николаю
Дмитриевичу Быкову (1812-1884). После смерти коллекционера его собрание
картин русской школы было поделено между родственниками, часть картин
была предложена ими на продажу в антикварные магазины Санкт-Петербурга,
где в ноябре 1884 года ее приобрел П. М. Третьяков. В начале 1920-х гг.
эта картина под названием «Гитарист» поступила в Киевский музей русского
искусства.
Еще одно заслуживающее внимания полотно — «Два приятеля» (1811. Холст,
масло. 87 × 71. Государственный Русский музей. С.-Петербург, Россия).
Поступила в Русский музей в 1916 от Б. К. Чекато (Петроград). Картина,
вероятнее всего, написана М. И. Теребеневым, хотя портрет не подписан и
его авторство достоверно не установлено. Долгое время считалось,
[48] Цит. по: Корнилова А. В. , Корнилова В. В. П. П. Свиньин и его Русский музеум. // Краеведческие записки. Исследования и
материалы. Вып. 7. — СПб.: Акрополь, 2000. — С. 61-108. [49] Турчин В. С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. М.: Искусство»,
1985. — С. 46. |
|
М. И. Теребенев (авторство под вопросом).
Два приятеля. 1811. Холст, масло. 87 × 71.
Государственный Русский музей. С.-Петербург.
что это работа Ивана Еремеевича Яковлева (1787-1843) [50].
Основанием служило семейное предание бывших владельцев (потомков
художника) и внешнее сходства одного из изображенных с известным
подписным и датированным «Автопортретом» И. Е. Яковлева, за который в
1811 году художник получил звание назначенного в академики. Однако
искусствовед Л. Н. Целищева, сопоставив картину «Два приятеля» с
портретом Д. Г. Левицкого, написанным И. Е. Яковлевым в 1812 (на звание
академика), усомнилась в справедливости традиционного определения. В
газете «Санкт-Петербургские ведомости» за 1811 ею были обнаружены
названия программ, которые С. С. Щукин давал ученикам портретного
класса. Согласно этой публикации, на годичной выставке «третьего
возраста» Михаил Теребенев показал
[50] Так, в каталоге Русского музея 1980 года автором
картины значится И. Е. Яковлев. Под этим же именем она представлена и в
каталоге выставки «Игра и страсть в русском изобразительном искусстве»
(1999): «В русской живописи XIX века часто встречаются изображения
гитаристов. Этот музыкальный инструмент был широко распространен в
художественной среде и служил своеобразным романтическим атрибутом.
Картина Яковлева особенно интересна тем, что представляет собою
автопортрет живописца со своим дру-гом. Гитара была в России XIX века
одним из самых любимых инструментов. Расцвет городского романса
способствовал необычайно широкой ее популярности. Столичные и
провинциальные мастера с увлечением изображали и играющих на гитаре, и
сами инструменты, которые были подчас подлинными произведениями
искусства» (Игра и страсть в русском изобразительном искусстве. Каталог
выставки / Гос. Русский музей. — СПб.: Palace Editions. — 1999. — С.
144). |