ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

Журнал "История гитары в лицах", №2, 2012.

№ 2 / 2012

Содержание номера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  Журнал "ИСТОРИЯ ГИТАРЫ В ЛИЦАХ" • 2012 • № 2 • С. 22 (24)

     

заплатил за нее 300 рублей, а я купил ее по смерти последнего за 1250 рублей, боясь упустить лучшее свидетельство таланту Русского Художника, боясь потерять бриллиант русской школы, тем паче, что она не осталась бы в России, ибо ее торговал английский посол Сир Багет и давал уже 1200 рублей».

   В комментарии к каталогу своего Музеума он же писал: «Всякий, входящий в залу, как мы заметили, на него (Варнека) первого обращал свое внимание. Лучшие копии с сего портрета сняты пастельными красками княгинею Е. В. Салтыковой, а маслом Ю. П. Шереметевой» [48]. К последнему добавим, что эта картина была еще и литографирована П. Осокиным.
   В монографии о Варнеке исследователь его творчества В. С. Турчин об этой картине писал:

   «В 1812 г. им был написан «Трубадур» – одно из лучших произведений кисти Александра Варнека. Являясь портретным изображением В. В. Баранова, оно свидетельствует, что ху­дож­нику был знаком тип актерского портрета «с переодеванием», известного в России с XVIII века. Модель представлена в старинной одежде (в костюме эпохи Возрождения), на голове – берет с пером. В руках изображенного находится гитара, а сам он облокачивается на парапет, так что под локтем его – бумага с нотными знаками. К некоторой пред­оп­ре­де­лен­ной условности такого «портрета-метафоры» весьма подходит сугубо «картинный» колорит, некоторая стилизация под живопись старых мастеров, преимущественно XVII столетия (композиция портрета напоминает образы музыкантов в караваджистской традиции евро­пейского искусства)» [49].

   В 1830-х гг. в Петербурге коллекция Свиньина разошлась с аукциона и с 1834 по 1884 год картина принадлежала художнику и меценату Николаю Дмитриевичу Быкову (1812-1884). После смерти коллекционера его собрание картин русской школы было поделено между родственниками, часть картин была предложена ими на продажу в антикварные магазины Санкт-Петербурга, где в ноябре 1884 года ее приобрел П. М. Третьяков. В начале 1920-х гг. эта картина под названием «Гитарист» поступила в Киевский музей русского искусства.
   Еще одно заслуживающее внимания полотно — «Два приятеля» (1811. Холст, масло. 87 × 71. Государственный Русский музей. С.-Петербург, Россия). Поступила в Русский музей в 1916 от Б. К. Чекато (Петроград). Картина, вероятнее всего, написана М. И. Теребеневым, хотя портрет не подписан и его авторство до­сто­верно не установлено. Долгое время считалось,


[48] Цит. по: Корнилова А. В. , Корнилова В. В. П. П. Свиньин и его Русский музеум. // Крае­вед­ческие записки. Исследования и материалы. Вып. 7. — СПб.: Акрополь, 2000. — С. 61-108.

[49] Турчин В. С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. М.: Искусство», 1985. — С. 46.

 

М. И. Теребенев. Два приятеля. 1811. Русский музей, СПБ.

М. И. Теребенев (авторство под вопросом).
Два приятеля. 1811. Холст, масло. 87 × 71.
Государственный Русский музей. С.-Петербург.

что это работа Ивана Еремеевича Яковлева (1787-1843) [50]. Основанием служило семейное предание бывших владельцев (потомков художника) и внешнее сходства одного из изображенных с известным подписным и датированным «Авто­порт­ретом» И. Е. Яковлева, за который в 1811 году художник получил звание назначенного в академики. Однако искусствовед Л. Н. Целищева, сопоставив картину «Два приятеля» с портретом Д. Г. Левицкого, написанным И. Е. Яковлевым в 1812 (на звание академика), усомнилась в справедливости традиционного определения. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» за 1811 ею были обнаружены названия программ, которые С. С. Щукин давал ученикам портретного класса. Согласно этой публикации, на годичной выставке «третьего возраста» Михаил Теребенев показал


[50] Так, в каталоге Русского музея 1980 года автором картины значится И. Е. Яковлев. Под этим же именем она представлена и в каталоге выставки «Игра и страсть в русском изобразительном искусстве» (1999): «В русской живописи XIX века часто встречаются изображения гитаристов. Этот музыкальный инструмент был широко распространен в художественной среде и служил своеобразным романтическим атрибутом. Картина Яковлева особенно интересна тем, что представляет собою автопортрет живописца со своим дру-гом. Гитара была в России XIX века одним из самых любимых инструментов. Расцвет городского романса способствовал необычайно широкой ее популярности. Столичные и провинциальные мастера с увлечением изображали и играющих на гитаре, и сами инструменты, которые были подчас подлинными произведениями искусства» (Игра и страсть в русском изобразительном искусстве. Каталог выставки / Гос. Русский музей. — СПб.: Palace Editions. — 1999. — С. 144).

     
Рейтинг@Mail.ru